Как подобрать литературный и музыкальный материал
Литературный материал для спектакля следует подбирать с учетом возрастных особенностей воспитанников, которые будут играть в спектакле, и тех, кто будет его смотреть. От этого зависит продолжительность театрализованного представления. Если в спектакль включить игры-драматизации экологической направленности, загадки, стихи об охране птиц, животных, растений, сюжет будет интересным и доступным для восприятия детей дошкольного возраста.
Спектакль может затрагивать местные или глобальные экологические проблемы. Это зависит от того, насколько дети подготовлены, какую предварительную работу с ними провел воспитатель.
Цель спектакля – обозначить проблему, помочь дошкольникам понять причины, из-за которых она возникла, и подвести к тому, как ее можно решить.
Сюжет сценария должен привлечь внимание дошкольников к проблеме, но не нагружать их сложной информацией. Длинные тексты, факты из новостных лент утомят маленьких актеров и зрителей. Поэтому в основе спектакля экологической тематики должна быть игра и доступный для детского восприятия материал.
Важно, чтобы каждый ребенок эмоционально участвовал в мероприятии, почувствовал характер, настроение и проблемы своих героев, сделал нравственный выбор в сторону добра. В результате перевоплощения в сказочных героев дети стремятся подражать им в жизни. Благодаря драматизации они учатся разрешать сложные ситуации.
Музыка оказывает сильное воздействие на дошкольников, поэтому следует внимательно подбирать музыкальное сопровождение. Если дети хорошо поют, можно использовать живое исполнение. Фонограммы следует включать, чтобы усилить игру маленьких актеров, помочь им войти в роль, а не для того чтобы заполнить паузу.
Как распределять роли между детьми
Количество детей, которые будут участвовать в спектакле, лучше ограничить до 8 человек. Педагогу легче ими управлять, а у воспитанников не будет ощущения, что они играют в массовую игру. Каждый почувствует свою ответственность за конкретную роль и сценку. Желательно, чтобы это были дети одного возраста и уровня подготовленности.
Важно учитывать желание каждого ребенка участвовать в спектакле. Так педагог сможет создать дружный актерский коллектив, который увлечен темой спектакля и не будет тратить время и силы в процессе репетиций.
Как организовать репетиционный процесс
Непосредственная работа над постановкой – важный этап. Во время чтения рассказов, сказок экологического содержания педагог на конкретных примерах:
- обсуждает с детьми поступки героев и мотивы их поведения;
- анализирует результат их поведения (что случилось);
- делает вывод о том, хорошо или плохо они поступили.
Затем педагог делит сюжет на эпизоды и предлагает детям их обыграть. На этом этапе он помогает дошкольникам подобрать нужную интонацию и средства выразительности. Дети по очереди играют роли персонажей.
Чтобы развить у дошкольников актерские способности, следует уделить внимание этюдной работе. Участие в небольших сценках расковывает воспитанников, избавляет от стеснительности. Кроме того, в этюды можно включить упражнения на развитие внимания, памяти, воображения.
Постепенное знакомство с сюжетом дает воспитанникам возможность разобраться в поступках героев, нравственной проблеме произведения. Серьезная информация становится доступной благодаря ярким образам, неожиданным ситуациям, волшебству и приключениям.
Не следует растягивать репетиционный процесс. Дети могут устать от многочисленных повторов и потеряют интерес к спектаклю. Цель репетиций – не только отработать текст, движения, последовательность выходов актеров, но и поддержать творческий настрой детей.
Отрепетировать отдельные сцены можно в группе. Но когда уже готовы костюмы и реквизит, необходимо провести генеральную репетицию в зале. Это поможет детям привыкнуть к сцене, декорациям. При этом важно определить места для реквизитов, чтобы воспитанники не разбрасывали их.
Если ребенок не очень хорошо выучил свою роль, то в ходе репетиции у него есть возможность ее отработать. Кроме того, на репетициях дети учатся импровизировать, что очень важно. На показе спектакля это избавит от лишнего стресса, если вдруг ребенок забыл слова.
Как привлечь к работе родителей
Чтобы экологическое воспитание было многоплановым, следует активно привлекать семьи воспитанников к этой работе. Проводить консультации с родителями по проблемам экологической ситуации в городе и регионе, давать рекомендации по обучению детей правилам поведения в природе и приглашать поучаствовать в совместных экологических праздниках и постановках.
Родители могут вместе с детьми и педагогом придумать или подобрать сюжет для сценария, сочинить частушки, стихи и небольшие песни на экологическую тему; подготовить костюмы, оформить декорации и непосредственно участвовать в постановке.
Педагоги МБДОУ детский сад комбинированного вида № 21 «Золушка» г. о. Химки Московской области успешно используют театрализованную деятельность, чтобы решать задачи экологического воспитания детей. Эта работа в ДОО ведется систематически и охватывает все возрастные группы. Таким образом происходит обмен опытом по воспитанию экологической культуры у дошкольников.
Благодаря спектаклям экологической тематики дети закрепляют лексические темы и изучают правила поведения в природе, начинают осознанно относиться к природе, проявляют интерес к ней, сочувствие ко всему живому, начинают видеть красоту окружающего мира в разных формах и проявлениях, выражают свое эмоциональное отношение.