Поскольку личностно-ориентированный подход строится на развитии инициативности детей, их сосредоточенности, самостоятельности и активности, важно стимулировать познавательно-исследовательскую деятельность в детском саду. Ключом к успеху является детская активность, которая выражается в самостоятельном выборе формы и вида деятельности.
Педагогика различает три вида активности:
- познавательная проявляется через действия на основе алгоритма, схемы или образца;
- исполнительская строится на принятии поставленной задачи и выбора способа ее решения на основе предложенных взрослыми вариантов;
- творческая – подразумевает самостоятельный выбор способа действия.
Успех познавательно-исследовательской работы строится на повышении детской активности.
Чтобы стимулировать ее, педагоги используют ряд приемов:
- повышают интерес через мотивацию, эмоциональность и образность;
- через поиск способа решения стимулируют исследовательское начало у детей;
- применяют приемы развития творческого воображения.
Важно, что опыт инициативности, который ребенок получает в познавательной деятельности, он после переносит в социализацию, коммуникацию или труд.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
Практика современной жизни показывает: чтобы добиться успеха, нужно проявлять поисковую и исследовательскую активность, отказаться от наработанных стереотипов. Детям необходимые различные виды деятельности (продуктивная, игровая, творческая), реализуемые вместе со взрослыми, чтобы в достаточной мере развить инициативность и активность. Познавательно-исследовательская деятельность обеспечивает развитие свободного детского творчества, выполняя ряд задач:
- позволяет приобрести полезные коммуникативные навыки;
- сформировать базу для интеллектуальной инициативы и поисковой работы;
- научить искать пути решения проблем с помощью взрослых, а в перспективе и самостоятельно;
- приучить ребенка использовать освоенные методы, применять их для решения других задач;
- стимулирует желание вести конструктивные беседы, заниматься исследовательской работой.
Эффективное развитие познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ в контексте изучения физических явлений, рукотворного мира, живой и неживой природы, невозможно без соответствующей базы: в группах должны быть оборудованы уголки экспериментатора, мини-лаборатории, работать факультативы юных ученых.
Стимулировать заинтересовать в познавательно-исследовательской деятельности можно, если:
- создать ситуацию выбор, таинственности, мотивировать деятельность сюрпризом, пробудить в них любопытство;
- использовать рабочий материал согласно возрасту детей; умеренно участвовать в деятельности, чтобы воспитанники могли проявить инициативу (в средних группах воспитатель участвует в процессе, в старших — советует и координирует);
- работать в условиях взаимного уважения и доброжелательности.
Этим же целям служит активное привлечение родителей, вовлечение их в процесс формирования познавательно-развивающей среды. Они могут оборудовать уголок экспериментатора, подготовить необходимые материалы, консультироваться с воспитателем, наполнять мини-библиотеку. Ключевое значение имеет совместное творчество детей и родителей, которое обеспечивает успешную социальную практику для воспитанников ДОУ. Общими усилиями педагогов и родителей дети адаптируются к условиям современной жизни, развивают те личные качества, которые станут залогом их будущего успеха. Воспитанники детского сада должны быть толерантными, инициативными, самостоятельными и ответственными, настойчивыми и целеустремленными, а развить в них эти черты позволяет систематическая познавательно-исследовательская деятельность.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.