Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ призвана развивать:
- творческую самостоятельность личности;
- кругозор детей;
- познавательные способности к синтезу, сравнению, обобщению, классификации;
- мышление и речь;
- создавать комфортные условия для развития познавательной активности в ходе экспериментирования;
- учить детей удовлетворять собственную любознательность самостоятельно;
- командную работу детей.
Направления в познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
Образовательная система в России стремится воспитать творческих личностей, а потому доминирующей становится концепция личностно-ориентированного образования, которое призвано не научить, а помочь в становлении самобытной и самостоятельной личности. Такие дети смогут реализовывать ценности и собственные цели в жизни. В условиях дошкольных образовательного учреждения реализовать это можно посредством познавательно-исследовательской деятельности, которая основывается на инициативности кадров и передовом педагогическом опыте. Наряду с художественным творчеством, танцевальными и музыкальными занятиями, играми, познавательно-исследовательская деятельность является ведущей в детском саду. Детская исследовательская деятельность реализуется в нескольких видах работ в зависимости от возраста дошколят. Таблица видов работ и возрастных категорий
Возрастная категория | Виды работ |
Младшие группы | • исследовательско-творческие — воспитанники детского сада экспериментируют, отражая результаты экспериментов в виде рассказов, стихов, драматизации;
• ролево-игровые — воспитанники решают поставленные проблемы, вживаясь в образы персонажей игр или сказок; • информационно-практические — в соответствии с социальными интересами дети собирают и обрабатывают информацию; • творческие — музыкально-танцевальные праздники, детское изобразительное и прикладное творчество |
Старшие и подготовительная группа | • поиск решений проблемных вопросов и ситуаций; • коллекционирование с классификацией и сортировкой предметов, что позволяет усвоить родовидовые отношения; • изучение карт для освоения представлений о пространстве и площади, окружающем мире; • мини-лаборатория с экспериментами и опытами, где дошкольники изучают свойства и предметы, живую и неживую природу; • примитивная трудовая деятельность — уборка листьев, уход за цветниками; • экскурсии, походы и прогулки — знакомство с окружающим миром, природой. |
Несмотря на то, что в детском саду используются различные направления познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ, ключевым остается эксперимент.
В ходе экспериментирования дети учатся ставить цели и искать пути их достижения, анализировать явления и объекты, выделять важные связи и признаки, подбирать материалы для самостоятельной деятельности, выдвигать предположения, экспериментировать, подводить итоги.
Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
Познавательно-исследовательская деятельность базируется на постижении мироустройства, взаимосвязи между явлениями окружающего мира, их анализ и систематизацию. В дошкольный период подобная деятельность чаще встречается точечно, вплетаясь в продуктивную деятельность или игры. Чем старше становятся дети, тем больше психических функций включается в познавательный процесс.
Детские исследования выполняют несколько важных функций:
- Развивают любознательность детворы.
- Позволяют освоить временные, пространственные, родовидовые и причинно-следственные связи;
- Учат детей систематизировать связи между явлениями и предметами окружающего мира;
- Развивают восприятие, мыслительные процессы, тренируют навыки словесного анализа и рассуждения.
Важно, чтобы воспитатели уяснили, что эффективная познавательно-исследовательская деятельность возможна в случае соблюдения некоторых правил:
- Результат — не самоцель, важно познакомить дошкольников с миром, в котором они живут;
- Деятельность детей свободна от обязательств, потому что малыши должны сохранять чувство внутренней свободы;
- Длительность познавательно-исследовательской деятельности не регламентируется;
- В ходе осуществления задачи важно учитывать индивидуальные черты дошкольников и давать им право на ошибку.
Возрастные особенности детей дошкольного возраста обеспечивают им наглядно-образное и наглядно-действенное мышление — лучшую базу для успешного экспериментирования.
Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ подразумевает несколько этапов работы:
- Педагогам важно заинтересовать детей, пробудить в них любопытство. Важно, чтобы дошкольники активизировали свои поведение, мысли, активно включились в обсуждение материала. Дошкольники самостоятельно определяют длительность и интенсивность деятельности, планируют свое время, выбирая предмет и тематику для исследований.
- Дети воспринимают окружающий мир, осмысленно делают работу. Они определяют значимые и интересные для них темы и объекты. У них появляются новые идеи, развивается творческий потенциал, поскольку любознательность и интерес стимулируют развитие мышления.
- Дошкольники развивают воображение и приобретают наглядно-образное мышление, что позволяет им усваивать и обобщать знания о явлениях и предметах. Образное мышление позволяет обобщить собственный опыт, изучив заинтересовавший их предмет. Дети используют полученные понятия для решения исследовательских задач, закладывая базу для логического мышления.
- Педагогам остается проверить результаты работы, похвалить детей, позволить им поделиться результатами своего труда с другими малышами.
Структура детского экспериментирования предполагает пять этапов:
- Определение проблемы, постановка темы исследования;
- Выдвижение предположений и гипотез;
- Поиск и подбор оптимальных вариантов решения проблемы;
- Сбор необходимого для решения материала;
- Обобщение, выводы.