Воспитание любви к краю, к родной культуре,
к родному городу, к родной речи
– задача первостепенной важности…
Постоянно расширяясь, эта любовь
к родному, переходит в любовь к своему
государству, к своей истории,
его прошлому и настоящему,
а затем ко всему человечеству.
Д.С. Лихачев.
Одним из направлений развития Президент В.В.Путин назвал патриотизм – основу успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества. Воспитывая в себе и в наших детях патриотизм этим мы, прежде всего, воспитываем гордость за страну и ее достижения.
В документах представлена национальная идея, в основе которой лежат все ключевые ценности, о которых мечтали наши отцы, наши предки. Подрастающему поколению предстоит сохранить наши ценности и строить будущее страны.
Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Мы живём в непростое время. Всё труднее учить добру и милосердию, находить образец для подражания, проводить трогающие душу встречи, праздники, уроки. Но делать это надо во имя будущего. Жизнь продолжается и, по-прежнему, нужны людям доброта, любовь к Родине, своим родным и близким. Память о прошлом, желание и стремление к преобразованию, т.е. формирование активной жизненной позиции и высокой нравственности — эти понятия должны жить, не устаревая, передаваясь из поколения к поколению.
Любой музей, а особенно школьный, это именно то место, где лучше всего идет процесс утверждения этих ценностей. Школьный музей своей программой внесёт достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов.
Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего села, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других.
Цель музейной деятельности — формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему Родины.
Музей – это хранитель традиций, которые накапливаются и обновляются. Музей обеспечивает учащимся создание среды, благоприятной для творческого развития. Его воспитательные и образовательные возможности огромны:
- он может быть органом ученического самоуправления;
- средством воспитания общественной активности;
- серьезным подспорьем в обучении;
- средством, повышающим общую культуру учащихся.
Школьный музей является первым, а порой и единственным местом, где ученики могут ощутить сопричастность к минувшим временам и событиям. Через музейную педагогику начинается любовь к малой Родине, уважение к предкам.
В целях дальнейшего совершенствования практической работы музеев образовательных учреждений центр строит работу по двум направлениям: методическому (проведение семинаров-практикумов, мастер-классов для руководителей школьных музеев) и практическому (фестиваль и конкурсы лучших школьных музеев, конкурс активистов школьных музеев, выставки). Тематика семинаров-практикумов, мастер – классов различна: «Роль школьного музея в патриотическом воспитании школьников», «Школьный музей: воспитание патриота и гражданина».
Музей можно назвать «волшебной машиной времени». В ней в считанные минуты, за короткое время, отведенное на урок или внеклассное занятие, ученик может совершить путешествие, увидеть не только прошлое и день сегодняшний, но и заглянуть в будущее, сопоставить, сравнить события разных времен.
Непосредственное руководство всей работой музея осуществляет Совет музея, в который входят учителя, учащиеся, родители, ветераны педагогического труда – одним словом, активисты. Количественный и качественный состав Совета музея зависит от объёма и особенностей работы Обязательное условие функционирования школьного музея – постоянный актив учащихся — Совет музея, способных вести под руководством педагогов систематическую поисковую и исследовательскую работу, участвовать в комплектовании, учете и хранении фондов, в показе и пропаганде собранных материалов.
Основным признаком музея является наличие экспозиции.
Создание музейных экспозиции – не просто собирательство, а целенаправленное и обснованное комплектование по заранее задуманному плану. Оценивая значение музея, силу воздействия его материалов, можно отметить, что живой показ явлений и фактов средствами музейных документов – подлинников особенно убеждает, лучше сохраняется в памяти, будит мысль школьника. Это свойство музейных экспонатов расширяет возможности учебной и воспитательной работы с учащимися.
Главной задачей экспозиционной работы является совершенствование экспозиции. Школьный краеведческий музей — это отражение коллективных духовных и материальных достижений народа, поэтому роль музейной экспозиции в сохранении традиционных базовых ценностей старшего поколения и осознании их новыми поколениями незаменима.
Школьный музей, как семейный альбом, сохраняет моменты жизни своих учеников. Как летопись, он ведет повествование о событиях, оставивших свой след в истории школы и в памяти ее учеников. Главной целью школьных музеев является возможность сохранить страницы истории школы, которые всегда связаны с историей страны.
Основной признак любого музея, в том числе и школьного, — наличие фонда подлинных материалов, представляющих собой первоисточники сведений об истории общества. Эти предметы и документы составляют основу музея.
Фонды музея — это исторически сложившаяся научно организованная совокупность принадлежащих данному музею музейных предметов и научно — вспомогательного материала, необходимого для их изучения и экспонирования.
Без фондов не может быть музея, но вместе с тем фонды сами по себе не являются музеем.
Ни один музей не может существовать без правильно поставленного учёта. Во многих школьных музеях недостаточное внимание уделяется учету, ведению инвентарной книги.
Одной из главных работ в школьном музее — это поисково-исследовательская работа является активной формой воспитания патриотизма. В рамках республиканской туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина- Казахстан» школьники, совершая туристские походы, экспедиции, экскурсии, ведут поиск, сбор и изучение материалов, который является одной из основ для создания музеев.
Поисково-исследовательская работа – важнейшее направление деятельности школьного музея, которое способствует его развитию, обеспечивает формирование и пополнение фондов, разработку и обновление экспозиции, расширение тематики экскурсий.
Поисково-исследовательскую работу проводят активисты школьного музея с помощью руководителя музея или педагога. Успех этой деятельности во многом зависит от того, насколько продуманно организована работа, как ее участники владеют техникой исследовательского поиска, основами информационной и коммуникативной культуры.
Музей это островок нравственной культуры. Меняются эпохи, времена, экономические системы, но тот живой родник и островок памяти, культуры греет и питает многие поколения выпускников, приобщает к добру, традициям, родным корням, малой Родине. Школа вместе с семьёй помогает стать человеку Гражданином, Патриотом, достойным продолжателем наследия нашей великой Родины.
Школьный музей, как семейный альбом, сохраняет моменты жизни своих учеников. Как летопись, он ведет повествование о событиях, оставивших свой след в истории школы и в памяти ее учеников. Поэтому главной целью школьных музеев является возможность сохранить страницы истории школы, которые всегда связаны с историей страны.
Музей – школа знаний по интересам, школа, в которую идут с удовольствием и знания, которые хорошо запоминаются. У музея свой язык. Язык музейных реликвий – документы, вещи, книги, грамоты, оружие. Безмолвные свидетели прошлой жизни, они волнуют не меньше, так как пробуждают добрые, неведомые раньше чувства, и оживают во время экскурсий, уроков, встреч, праздников, наполняя чувством гордости и любви к своему народу, к Родине.
Музей – Книга Памяти всего ценного из того, что было, которая передаётся, как эстафета поколениям нынешним и будущим.
В современном обществе школьник получает мощный поток самой разноречивой информации, в том числе негативного плана. Наблюдается острая необходимость в усилении человеческого фактора, в повышении роли нравственных отношений. Школа находится в поиске новых форм обучения и воспитания, способных заинтересовывать молодого человека. Знание трудовых и ратных подвигов своих предков, земляков, односельчан делает человека богаче в духовном отношении. Любовь к Родине всегда конкретна. Эта любовь к своему родному дому, городу, селу. А для того чтобы по-настоящему полюбить свой край, нужно его хорошо знать.