Проблема формирования нравственных норм поведения остается сегодня очень актуальной. В современных социально-экономических условиях, когда страна находится в экономическом, политическом и духовном кризисе, особенно сложным становится воспитание нравственных норм поведения. В связи с этим усложнился процесс воспитания нравственных норм поведения в семье, в дошкольных и школьных учебных заведениях.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Проблема повышения эффективности нравственного воспитания подрастающего поколения, основанного на единстве нравственного сознания, поведения, чувств и переживаний детей, становления их субъектами нравственного развития, имеет большую социальную значимость. Дошкольный возраст является самоценным периодом развития, в котором складывается детская личность; формируется соответствующее нравственным правилам поведение, являющееся необходимым условием социализации детей.
В Стандартах всех уровней отмечена необходимость освоения детьми и школьниками представлений социального характера, включающим приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным), воспитания ценностного отношения к труду.
Можно констатировать наличие противоречия между потребностью социума в личности, обладающей нравственными качествами, необходимостью совершенствования системы образования детей и недостаточной разработанностью педагогических условий, обеспечивающих воспитание нравственных качеств у детей школьного и дошкольного возраста.
Недостаточно обобщен опыт работы по проблеме воспитания нравственных качеств, не разработаны конкретные рекомендации для педагогических работников и не полностью раскрыт механизм воспитания нравственных качеств личности с использованием современных методов и приёмов.
Существует точка зрения, что формирование нравственных качеств не может выделяться в отдельный вид воспитательной работы, поскольку элементы нравственного развития человека, всегда присутствуют во всех других сторонах становления личности.