Парциальные программы (partialis – частичный) – это образовательные программы дошкольного образования, обеспечивающие реализацию какой-то одной из образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО, одного из направлений внутри образовательной области, либо образование детей дошкольного возраста ограниченного возрастного диапазона.
Парциальные программы используют в дополнение к ПООП ДО:
для расширения содержания какой-то одной из образовательных областей (например, физического развития, речевого развития);
углубления содержания внутри одной образовательной области (например, развития элементарных математических представлений);
развития детей ограниченного возрастного диапазона (например, раннего возраста, младенческого возраста, старшего дошкольного возраста).
Парциальные программы позволяют разработать часть ООП ДО, формируемую участниками образовательных отношений.
Часть, формируемую участниками образовательных отношений, отражают в каждом из разделов ООП – целевом, содержательном, организационном:
в целевом разделе дополняют и конкретизируют цели и задачи ООП с учетом задач парциальных программ;
в содержательном разделе представляют систему работы по определенным направлениям развития детей в соответствии с выбранной парциальной программой (программами);
в организационном разделе описываются особые условия, необходимые для реализации парциальных образовательных программ.
Пример: Для реализации парциальной программы Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа» необходимо специфическое наполнение развивающей предметно-пространственной среды. Это отражают в организационном разделе как условие реализации ООП ДО в части, формируемой участниками образовательных отношений.
Чтобы представить парциальную программу в части, формируемой участниками образовательных отношений, надо исходить из специфических задач, стоящих перед дошкольной организацией.
К примеру, вы имеете в виду задачу сформировать у воспитанников знание национальных обычаев и традиций, умение выполнять простейшие обрядовые церемонии, помогать взрослым в проведении традиционных национальных праздников. Вы анализируете существующие парциальные программы на предмет соответствия этому направлению, выбираете одну из них, соотносите заложенные в этой программе подходы с укладом дошкольной образовательной организации, после чего составляете краткое описание данной программы для включения его в текст ООП ДО.
Ситуация: могут ли в параллельных группах ДОО использоваться разные парциальные программы.
Ситуация: могут ли в параллельных группах ДОО использоваться разные парциальные программы
Да, могут.
Такая возможность предусмотрена пунктом 2.9 ФГОС ДО для части ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений. В параллельных группах дошкольной образовательной организации могут реализовываться разные парциальные программы, в том числе разработанные самими воспитателями.
© Материал из Справочной системы «Образование».
Подробнее: http://vip.1obraz.ru/#/document/16/22099/x3ywzuzd1i32asgle12sr557d5/?of=copy-ea3e3fbf43