Чтобы разработать формируемую часть ООП ДО, используют парциальные программы.
Для выбора парциальных программ изучают потребности родителей и педагогов. С учетом содержания парциальных программ оформляют планируемые результаты в целевом разделе ООП ДО и прописывают условия в организационном разделе ООП ДО.
Сами парциальные программы включают в содержательный раздел ООП ДО. Их размещают непосредственно в тексте ООП ДО или дают ссылки на методическую литературу, где эти парциальные программы уже описаны (п. 2.12 ФГОС ДО).
Как изучить потребности участников образовательных отношений
Для изучения потребностей проведите анкетирование. Используйте:
анкету для родителей ;
анкету для воспитателей.
Обобщите полученные данные в справке по результатам анкетирования родителей на предмет вариативного содержания ООП ДО и справке по результатам анкетирования воспитателей.
Обсудите результаты на августовском педагогическом совете. Выписку из протокола заседания педагогического совета и шаблоны анкет приложите к ООП ДО.
Совет: Проводите предварительную разъяснительную работу с родителями.
Содержание формируемой части должно одинаково учитывать как предпочтения родителей, так и опыт воспитателей.
Как выделить формируемую часть в содержательном разделе
В содержательном разделе пропишите состав парциальных программ. Количество парциальных программ определите исходя из их объема. Чем больше объем одной парциальной программы, тем меньше их общее количество в составе ООП ДО. Суммарный объем парциальных программ не может превышать 40 процентов от общего объема ООП ДО.
Внимание: К общему объему ООП ДО, измеряемому в часах, относят весь объем времени пребывания ребенка в детском саду. В отличие от школы в детском саду в образовательных целях используют не только непосредственно-образовательную деятельность (НОД), но и периоды активного бодрствования детей: прогулки, игровую деятельность в группах. Также в образовательных целях используют режимные моменты: прием пищи, гигиенические процедуры, подготовку ко сну.
Для определения общего объема ООП ДО в часах в расчет берут:
количество дней в неделе, когда организация работает;
количество часов пребывания ребенка в детском саду в день;
период, когда организация не работает в летние месяцы.
Пример определения общего объема ООП ДО в часах
К примеру, детский сад работает шесть дней в неделю с детьми раннего, младшего дошкольного и старшего дошкольного возраста. Режим дня – 12-часовой. Летом детский сад закрывают на три недели. В год получается 50 недель или 300 дней. В часах – 3600 часов. Вычтем дни государственных праздников: 14 дней по 12 часов – 168 часов. Оставшееся время умножим на три года освоения ООП ДО, получится 10 296 часов. Это и будет общим объемом ООП ДО в часах.
Объем одной парциальной программы зависит от состава элементов. В парциальную программу могут входить:
воспитательно-образовательные мероприятия;
оздоровительно-развивающие мероприятия;
НОД;
психолого-педагогическая диагностика.
Объем парциальной программы определяют исходя из состава элементов, который зависит от содержания и целей программы.