Л.В. Кирьякова
Дошкольный возраст – это уникальный, неповторимый, но в тоже время нежный, впечатлительный, ранимый, беспомощный этап жизни дошкольника. В этот период у ребенка зарождаются первоначальные знания об окружающем мире, формируются такие личностные качества, как дружба, доброта, гуманизм, отзывчивость, трудолюбие и т.д. Этот период знаменателен еще и тем, что в кратчайшие сроки ребенок проходит путь от беспомощного, незрелого существа к личности, способной творчески мыслить, созерцать, оценивать и преобразовывать окружающий мир.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из основных центральных направлений является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Патриотизм включает в себя воспитание любви к родителям, семье, дому, детскому саду, родному городу, улице, микрорайону, а также к природе, как к живой, так и неживой. И. А. Ильин считал, что патриотизм — это проявление духовности в социально – политической сфере, в которой проявляются «атрибуты духовности» (вера, любовь, свобода, совесть). Поэтому, мы, воспитатели, считаем, что главной нашей задачей является как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь и привязанность к родной земле, к родному городу (малой Родине), микрорайону, улице и сформировать у дошкольника чувство ответственности и гордости за достижения родной страны, уважение к другим народам, развивать интерес к народным традициям, а также знакомить их с символами государства (герб, флаг, гимн) и доступно объяснить их назначение и символический смысл. Только воспитание патриотических чувств и формирование нравственных ценностей помогут нашим воспитанникам в дальнейшей жизни занять достойное место в современном мире и принести пользу для блага и процветания Родины.
Именно мы, воспитатели, несем огромную ответственность за формирование личности каждого ребенка, его морального и нравственного воспитания и не хотим сделать их несчастными на всю жизнь, а себя считать виновными перед ними. Самый ценный подарок, который мы, воспитатели можем сделать для наших ребят – это воспитать настоящих, преданных, умных, трудолюбивых патриотов нашей страны.
В своей работе мы, воспитатели, используем такие методы и приемы, которые помогают ребенку познать свое культурное и патриотическое наследие. Это наглядные, словесные и практические методы.
Словесные методы: беседы о доме, семье, о родственниках, о детском саде, о своем районе, об интересных местах. Знакомим с художественной литературой, русскими народными сказками, фольклором.
Практические методы: дидактические игры, русские народные игры (хороводы)
Наглядные методы: центр патриотического воспитания (книги, открытки, куклы в национальных костюмах, матрешки, изделия прикладного искусства, альбомы и т.д)
Началом нашей работы по патриотическому воспитанию дошкольников стало ознакомление детей с достопримечательностями бульвара Ивана Финютина нашего любимого микрорайона. Мы подготовили мастер – класс по теме «Путешествие по бульвару Ивана Финютина». Подготовленные родителями фотографии и стихи о достопримечательностях дали возможность изготовить открытку, которая явилась дополнением к патриотическому уголку нашей средней группы.
Нам понадобились белый картон, изображения достопримечательностей микрорайона, изображения цветов, деревьев, магазинов, аптек и т.д, а также клей, ножницы, салфетки. А теперь приступаем к изготовлению открытки.
Берем лист белого картона и складываем его пополам. На лицевой части открытки приклеиваем общее фото микрорайона, который включает в себя наш центральный бульвар – бульвар Ивана Финютина.
После этого мы открываем открытку и на левой стороне ½ листа картона наклеиваем изображение церкви.
Далее мы берем ½ листа картона и начинаем складывать его гармошкой, где каждая сторона равна 3см. Сложили, и теперь приклеиваем ее по всей ширине открытки, начиная с сгиба
Дальше самое интересное – будем клеить на гармошку изображения того, что мы увидели, поднимаясь по бульвару к памятнику «Танк Т-34».
С правой стороны бульвара это аптеки, магазины, а слева аллея с красивыми цветами и кустарниками. А выше мы видим памятник посвященный возвращению героя, который описывает момент того, как солдат, возвращаясь домой, присел на скамейку отдохнуть. Глядя на этот памятник, можно прочувствовать всё, что испытывает солдат: гордость и верность своей Отчизне, а также радость возвращения домой
«Под ярким солнцем золотым
Сидит солдат простой
Хоть путь с войны был непростым,
Живым вернулся он домой.
Сражался он в лихих боях,
Танкистом он служил.
Домой в медалях, орденах
Вернулся он к родным.
Встречают близкие , друзья-
Спасибо, брат, тебе.
За то, что в сборе вся семья,
За мир и счастье на земле»
Поднимаясь дальше, мы увидим светящийся фонтан, где вечером играет музыка. Этот фонтан любимое место живущих здесь детей.
Далее мы вспоминаем и закрепляем знания о правилах безопасного перехода проезжей части и видим монумент боевой славы «Танк Т-34».
Этот монумент отдает дань героям – самарцам, которых в регионе проживает около 300 человек. Танк Т-34 стал в военное время символом воли, сплоченности и неутомимого желания победить.
«Бестрашный воин из металла,
Задал он жару всем врагам!
Он грозно смотрит с пьедистала,
О страшных днях напомнит нам.
Как наши деды воевали,
Им смерть была не по годам.
Чтоб с Вами мы не забывали,
Победа как досталась нам»
За эти чудесные авторские стихи мы благодарим и говорим спасибо Дорогавцевой Анне, маме нашего воспитанника.
Также хочется отметить, что формирование основ патриотического воспитания у дошкольников невозможно без совместной плодотворной работы воспитателя и родителей. Родители не должны оставаться в стороне, а принимать самое активное участие в воспитании патриотизма своих детей, так как они главный пример для ребенка. Родителям необходимо знать и помнить, что правильное воспитание ребенка – это научить его любить и оберегать землю отцов и дедов во имя будущего, уважать историю и чтить традиции своей страны. А главная задача воспитателя – воспитать достойных людей общества, вложить в них те качества характера и необходимые знания, которые помогли бы им в будущей жизни.