И.Ю. Власова, М.А. Капица,
О.Е. Солодова
Начало посещения детского сада – непростое время и для ребенка и для его родителей. Почему одни дети привыкают к саду легко и быстро, а другие подолгу плачут, у одних детей адаптация проходит легко и безболезненно, а у других – сложно и противоречиво? Адаптация к детскому саду возникает в соответствии с изменениями условий в жизни ребенка.
В СП «Детский сад №4» ГБОУ ООШ №7 г.о. Сызрань составлена программа взаимодействия с родителями вновь поступающих детей, направленная на улучшение прохождения адаптационного периода для группы раннего возраста.
Совместные занятия в рамках реализации данной программы являются своеобразным мастер-классом для родителей, так как на них педагог-психолог и воспитатель показывают новые средства и способы общения с детьми. Неформальная атмосфера занятий способствует более активному и открытому общению воспитанников, педагогов и родителей. Игры для налаживания контакта с ребенком проводятся при участии родителей.
Примерное занятие для детей раннего возраста с участием родителей.
Тема «Листопад»
Цель занятий: помощь детям в адаптации к условиям дошкольной образовательной организации.
С решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии.
- Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- Развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Материалы:
Большой зонт, аудиосистема, аудиозапись с записью шума дождя, запись звуков листопада; желтая, красная, зеленая гуашь; лист с изображением осеннего пейзажа, пластилин (для каждого ребенка).
Приветствие:
Психолог предлагает всем посмотреть в окно, что происходит за окном. Педагог предлагает обратить внимание, на приметы осени: желтые листья, падают листья, пасмурное небо и говорит. Родители помогают, выразить слова, если дети не могут.
(Воспитатель группы принимает участие в занятии в костюме осени и помогает детям и родителям при выполнении всех упражнений).
Педагог-психолог: Представьте, что мы идем гулять в осенний лес, внимательно слушайте слова, старайтесь двигаться дружно, не обгоняйте друг друга.
Зашагали ножки: топ-топ-топ.
Прямо по дорожке топ-топ-топ,
Ну-ка веселее топ-топ-топ,
Вот так мы умеем топ-топ-топ,
Побежали ножки
По ровненькой дорожке,
Убегают, убегают, только пяточки сверкают.
(Дети с родителями выполняют движения в соответствии с текстом)
Игра повторяется 3 раза.
- Игра «Дождик и солнышко»
Дети ходят по игровой комнате, изображая, что собирают листья. Как только педагог-психолог включает аудиозапись со звуками дождя или произносит «Дождь», — дети бегут под большой зонт, который держит кто-нибудь из взрослых, и прячутся так, чтобы всем хватило места. Психолог или взрослый может барабанить пальцами по поверхности зонта, имитируя звук дождя, слегка можно обрызгивать из пуливизатора. (можно предложить детям и родителям ловить капли дождя с зонта) Шум дождя прекращается, звучит веселая музыка, можно произнести «Солнышко», дети выбегают из под зонта.
Игра повторяется 2-3 раза.
Затем включается спокойная музыка. Дети и родители берут в каждую руку по кленовому листочку.
Педагог-психолог: Представьте, что вы – кленовые листочки. Пришла осень-пора листопада, ветер сорвал листочки с деревьев, и они закружились в воздухе. Покажите, как листочки танцуют на ветру. (дети и родители изображают танец листьев, плавно двигаются под музыку)
- Танец «Я с листочками хожу»
Педагог-психолог: Осенние листья попали на лесную поляну, кружились, кружились над ней и медленно опустились.
Педагог-психолог приглашает детей и взрослых прилечь на осеннее покрывало, закрыть глаза и послушать красивую осеннюю мелодию.
Затем педагог приглашает детей и родителей в осеннюю мастерскую (за столами приготовлены цветные листы, на которых напечатаны образы облаков и деревьев, пластилин). Педагог предлагает участникам занятия дополнить картину каплями дождя из облака, и осенними листьями на дереве и под деревом из пластилина. (Дети выполняют творческую работу под красивую спокойную музыку, воспитатель и психолог помогают по мере необходимости).
В конце занятия воспитатель приглашает малышей на веселый танец-повторялку «Выйди солнышко скорей»