Прогресс государства, общества, личности предопределяется прогрессом в области образования. Высокое качество образования для всех — стратегический национальный ресурс, главный конкурентный капитал, одно из фундаментальных условий устойчивого, динамичного развития общества. В современных условиях требуются не только постоянное накопление, но и обновление этого капитала, формирование личностного механизма саморазвития. Непременным требованием к образовательным системам становится умение учить учиться, а к человеку — потребность учиться на протяжении всего жизненного цикла.
Старые методы и приёмы повышения квалификации работников образовательных учреждений оказались не актуальными, новые — не сформированы.
Практика показала, что не существует стратегии, единой для всех образовательных систем, как не существует единого универсального стратегического управления образованием. Современное положение системы непрерывного педагогического образования, повышения квалификации педагогических кадров вызывало неоднозначную оценку своей деятельности в целом и структурным местонахождением в частности. Более того, именно система профессионального педагогического образования становится важнейшим интегратором всей системы непрерывного профессионального педагогического образования. Это обусловлено рядом обстоятельств.
Во-первых, система повышения квалификации сформировала новый тип педагога. С одной стороны, это педагог, получивший широкие возможности практически интерпретировать современные научные достижения, с другой — педагог, который как никто другой располагает необходимыми условиями для аналитической и исследовательской работы по освоению передового педагогического опыта.
Во-вторых, подготовка педагога, прежде всего, происходит в процессе становления первичной профессиональной компетентности, а повышение квалификации происходит через включение педагога в осмысление собственного опыта, «выращивание» его, выработку новых профессионально значимых смыслов.
Исходя из этого, нами предлагается многоуровневая интеграция деятельности субъектов образовательного процесса в период повышения квалификации как наиболее ответственного этапа профессиональной жизнедеятельности педагога и его непрерывного педагогического образования.
В этом случае интеграция рассматривается как процесс, результатом которого является достижение единства и целостности, согласованности внутри системы, основанной на взаимозависимости и взаимодополняемости отдельных ее элементов.
Становится очевидным, что стратегическое развитие системы непрерывного профессионального педагогического образования затрагивает все важнейшие стороны образовательного процесса: организационный механизм и содержательно-смысловой компонент, при этом учитывается специфика их проявления в региональных условиях. И центром, ядром этой системы, ориентированной «на образование через всю жизнь», должна стать система профессионального педагогического образования (повышения квалификации).
<С учетом этого в качестве основных стратегических ориентиров развития непрерывного профессионального педагогического образования в его социальном измерении отметим:
сохранение и моделирование непрерывного образования с учетом традиций и инноваций регионального развития
системы образования, процессов реформирования, присущих мировому и российскому образованию;
оптимизацию управления системой непрерывного образования на местных уровнях с учетом современных требований образовательного менеджмента;
формирование новых направлений подготовки специалистов для всех сфер развития образования, однако, предпочтение отдается сферам приоритетным;
совершенствование правовых основ функционирования системы непрерывного профессионального педагогического образования региональной системы образования;
укрепление социальной защиты работников системы непрерывного педагогического образования.
Безусловно, проводимая нами работа оказывает позитивное влияние на развитие профессионализма педагогов, она побуждает постоянно быть в определенном «профессиональном тонусе», создавать атмосферу профессионализма и творчества.
Литература:
Десслер Г. Управление персоналом/Пер. с англ. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
Соловьев Д. П. Управление персоналом: Учебное пособие/Самарская государственная экономическая академия – Самара, 2012.
05 Янв2016