С.В. Преснякова
Определяя личность младшего школьника как систему отношений индивида с окружающей средой как целостную, организованную систему активных, избирательных, сознательных и социальных связей с реальной действительностью, — В.Н. Мясищев подчёркивал, что психологическое отношение представляет собой обобщённое внутреннее условие действия человека, содержащее тенденцию определённым образом реагировать на определённые явления, факты, события, объекты. В этом плане психолог рассматривал трёхкомпонентную структуру общения – как единство отражения (познание людьми друг друга), отношения (эмоциональный отклик друг на друга) и обращения (поступки, поведение при контактах с другим человеком).
Здоровому и психически нормальному ребёнку свойственна познавательная активность. Для освоения окружающего мира природа наделила его исследовательским интересом. Ему просто необходимо двигаться и познавать – на доступном уровне. Если у него нет такой потребности, значит, он не здоров. Для его познавательной деятельности характерно непроизвольное внимание в сочетании с действием. Учитель несёт детям не только знания. От самого порога класса, начинается сложное взаимодействие его личности с личностями учеников. Его психологический результат зависит от личности учителя, от его сознательных установок, от его отношения к людям вообще, к себе, к детям.
Как известно, проблемы межличностного общения для ребёнка начинаются в основном в семье. Потребность в общении и эмпатия далеко не исчерпывают тех психических особенностей, которые необходимы для развитой коммуникативной культуры младшего школьника. Развивая рефлексию как компонент коммуникативной культуры, важно особое внимание уделять, с одной стороны, развитию умения критично относиться к себе, а с другой – принимать себя как личность, которую можно самому совершенствовать. В отношении межличностного общения младших школьников особо выделяются: роль намерения вступить в коммуникацию (потребности, мотивы); формирование сообщения; роль процессов сообщения – выражение в каком-то коде (языке); сама коммуникативная ситуация, а также её восприятие, декодировка и интерпретация (понимание).
Рефлексия – предпосылка способности ученика к саморегуляции, которая совершенно необходима в повседневном взаимодействии с людьми вообще, в школьной деятельности в особенности.
Ребёнок осуществляет свою жизнедеятельность благодаря наличию двух взаимопересекающихся и взаимопроникающих систем, двух миров: мира взрослых и мира детей, каждый из которых обладает определённой значимостью для ребёнка на том или ином возрастном этапе. Как пишет Л.С. Выготский, «ребёнок живёт в двойной действительности. Один мир для него составляется на основе его собственного, свойственного его природе мышления, другой – на основе навязанного ему окружающими его людьми логического мышления». Адекватной моделью мира взрослых может служить семья, а моделью другой системы – общество сверстников. Семья является важнейшим институтом социализации младших школьников.
Смена социальной позиции ребёнка в ситуации принятия им той или иной социальной роли: отца или матери, ученика или учителя, сказочного персонажа определённого пола и себя в будущем – позволяет обнаружить определённый пласт динамических смысловых образований личности ребёнка в семье и обществе, обусловленный онтогенезом семейных отношений. Таким образом, на создание ребёнком «образа мира», при формировании гармоничной личности младшего школьника, в частности, на усвоении им типа семейных отношений влияет его идентификация со взрослым как носителем социальных норм, ценностей и идеалов. Детская субкультура, обладая неисчерпаемым потенциалом вариантов становления личности, развивает социально-коммуникативные навыки, в современных условиях приобретает значение поискового механизма новых направлений развития общества.
При нарушении социально-коммуникативного развития у младшего школьника, наблюдается явление школьной дезадаптации, при которой нарушаются взаимоотношения ученик — учитель, ученик- ученик, ученик- родитель. Необходимо создание психолого-педагогических условий для успешного обучения каждого ребёнка: обеспечение необходимого уровня психологической готовности к усвоению знаний, построение учебного процесса с учётом его индивидуальных психологических особенностей, реального достигнутого уровня готовности к обучению и потенциальных возможностей. Формирование психолого-педагогической среды, способствующей полноценному развитию различных сторон психической жизни каждого ребёнка (эмоциональной, волевой, мотивационно-личностной, интеллектуальной), навыков эффективного социального взаимодействия.
Важная составляющая, психологическое просвещение родителей. Успешная социально-психологическая адаптация первоклассников возможна лишь в тех случаях, когда помощь и поддержка направляется ребёнку из всех важнейших сфер его жизнедеятельности. В этот период семья сохраняет своё ведущее значение для ребёнка и в плане социализации, и в плане психологической защиты. Преобладающее большинство первоклассников заканчивает сложный и болезненный этап приспособления к новым социально-психологическим условиям жизни в начале школьного обучения, обретает внутреннюю уверенность, начинает чувствовать себя в школе комфортно.
Если можно говорить о группе сверстников старшего дошкольного – младшего школьного возраста в терминах референтности, то это означает, в какой степени, во-первых, данная социальная группа выступает для ребёнка как целостная единица.
В то же время, во-вторых, группа не должна замыкаться внутри себя, она должна быть открыта для ребёнка и не отгорожена в его сознании от мира.
В-третьих, группа должна быть «человеческой», состоящей из людей, значимых в своей индивидуализированности.
В-четвёртых, ребёнком должна осознаваться собственная принадлежность к группе как существа, отличного от других: индивидуализированное «Я» среди индивидуальностей. И наконец, в-пятых, группа должна быть эмоционально приемлемой для ребёнка.