Т.Н. Купаева, Н.В. Подвербная,
В.Я. Яримович
Выставка – форма организации работы с детьми, в процессе которой происходит подготовка и публичная демонстрация детьми каких-либо продуктов.
Основная идея выставки – это создание особого пространства, для которого ключевым является построение активности и самостоятельности детей по приобщению к традициям православной духовной культуры, сохранению нравственных семейных ценностей.
Выставка несёт в себе следующие функции:
– образовательные – развитие познавательного интереса к христианским традициям, знакомство с основными православными понятиями формирование представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме, умение поддерживать православные традиции русского народа и своей семьи;
– развивающая – активизация мышления, развитие интеллектуальных качеств, обогащение словаря, формирование таких качеств, как любознательность, активность, самостоятельность, эмоциональная отзывчивость, соблюдение элементарных норм и правил поведения, овладение способами общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
— воспитательные – формирование осмысленного отношения к получаемой информации и ценностного отношения к традициям православной культуры.
В работе с детьми по духовно-нравственному воспитанию на основе православия возможна организация различных видов выставок:
1) по видам детской деятельности
— Познавательно-исследовательская (выставка-презентация, выставка-путешествие).
— Познавательно-литературная (выставка-отчет).
— Познавательно-игровая (выставка-игра, выставка-отчет).
— Изобразительно-музыкальная (выставка-конкурс, выставка-показ, выставка-ярмарка).
— Познавательно-изобразительная (выставка-ярмарка, выставка-хобби, выставка-конкурс, выставка-показ).
— Познавательно-коммуникативная (выставка проектов, выставка -информация).
2) по тематике (содержанию деятельности):
— тематическая – все экспонаты выставки объединены одной темой
— смешанная – экспонаты выставки имеют разную тематику
3) по количеству детей-исполнителей:
- выставка творчества одного ребенка
- выставка творчества детей разновозрастных групп
- совместная выставка детско-родительского творчества
- совместная выставка творчества детей и педагогов
Остановимся подробнее на видах выставок, выделенных на основании разновидностей детской деятельности:
Выставка-показ имеет целью доставить эстетическое удовольствие посетителям, способствовать приобщению к православной культуре и содействовать духовно-нравственному просвещению. Она проводится при ознакомлении детей, с каким-либо новым материалом.
Выставка — информация, как и выставка — показ носят не только информационный характер, но и позволяют решать задачи всех образовательных областей.
Выставка-отчет – демонстрация достижений за определенный период. Она проводиться, как итог – закрепление пройденного материала, и может носить, как индивидуальный, так и подгрупповой характер. Выставка-отчет носит тематический характер (при завершении той или иной темы), а так же является результатом проектной деятельности, творческих выставок и т. д.
Выставка-презентация – предусматривает презентацию авторских работ выполненных, как педагогами, так и родителями и детьми. А также предусматривает такую форму работы, как предстендовая защита опыта работы. Примером может служить презентация рецептов Пасхальных блюд, или например выставка презентация семейных ценностей или реликвий.
Выставка-конкурс – ее целью является выявление творческих способностей детей, педагогов, родителей в области православной культуры. Тематика может быть разнообразной.
Выставка-ярмарка – демонстрация работ-экспонатов как для детей, педагогов, так и для родителей с целью их приобретения. В нашем детском саду ежегодно проходит «Масленичная ярмарка», в процессе которой дети приобретают любой понравившийся экспонат.
Выставка-хобби – это выставка детских, педагогических, родительских коллекций. Данная выставка предполагает расширение знаний детей об интересующим его предмете (экспонате), расширяет кругозор.
Выставка-игра направлена на развитие игровых умений, норм и правил поведения в игре. Содержанием выставки могут являться настольные дидактические игры, макеты, архитектурные конструкторы, атрибуты для режиссерских и театрализованных игр. Все это способствуют развитию игровых сюжетов и коммуникативных навыков в разных видах игр.
Для организации выставки необходимы специфические материалы и оборудование, например:
— информационное радио (объявление о выставке),
— афиша выставки,
— путеводители,
— пригласительные билеты,
— каталог,
— оборудование выставки (микрофон, декорации, стенды с экспозициями, проектор, магнитофон, фонограмма),
— материалы для создания образа работников выставочного зала (униформа, бейджики).
Специфика выставки как формы работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию на основе православия проявляется в следующих особенностях реализации этапов.
Мотивационно — целевой этап — педагог организует отбор и размещение ярких, оригинальных выставочных экспонатов организует интерактивные уголки, обеспечивает восприятие экспонатов детьми, обсуждает особенности предстоящей выставки, создает у детей позитивный настрой на посещение выставки, продумывает функциональность выставки (образовательные, развивающие, воспитательные просветительские функции), организацию конкурсов (викторин и т. д.) и сопутствующих к ним мероприятий.
Дети знакомятся с выставочным материалом (рассматривают, обсуждают), уясняют особенности данной выставки, высказывают свое пожелания по поводу посещения выставки.
Проектировочно — организационный этап заключается в том, что педагог обеспечивает актуализацию знаний детей о выставке, организует обсуждение последовательности действий по подготовке и проведению презентации экспонатов в выставочном зале согласно тематике, продумывает и обсуждает вместе с детьми церемонию открытия и закрытия выставки. Определяет вместе с детьми алгоритм действий всех участников выставки и каждого в отдельности в соответствии со взятой на себя ролью, планом и содержанием выставки. Обеспечивает согласование действий всех детей – организаторов выставки, обеспечивает совместно с детьми выработку правил поведения на выставке.
Содержательно — деятельностный этап. Педагог при подготовке к презентации выставки осуществляет групповое и индивидуальное консультирование и практическую помощь каждому ребенку-организатору по подготовке и проведению выставки с учетом взятой на себя роли и путеводителя.
Оценочно-рефлексивный этап. Педагог организует вручение посетителям памятных подарков, ответное слово от посетителей выставки, обмен мнениями. Обеспечивает выполнение детьми-организаторами действий по приведению выставочного зала в порядок.
Выставка является уникальной формой работы с детьми, потому что она позволяет с учетом возрастных, психологических особенностей, решать образовательные, просветительские и воспитательные задачи как по духовно-нравственному воспитанию, так и по социально – коммуникативному развитию.