Е.Н. Алфёрова, Т.В. Михальченко,
А.С. Термелёва
Актуальность проблемыв том, что патриотическое воспитание детей дошкольного возраста становится в один ряд с основными задачами дошкольного учреждения. В основе патриотического воспитания лежит развитие нравственных чувств. Ребёнок начинает осознавать себя в семье, формируется его отношение к близким и родным людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Он осознаёт себя как часть целого в социуме. Эти ощущения играют огромную роль в становлении личности ребёнка. То, какую литературу читают малышу в детстве, какое художественное слово он слышит и влияет в дальнейшем на формирование основ патриотического воспитания.
Современные требования к воспитательной деятельности в детском саду таковы, что каждый педагог ищет новые подходы и методы в своей педагогической деятельности так, чтобы они были интересны дошкольнику и соответствовали его возрастным особенностям развития. Одним из таких интересных и красочных методических пособий и становится лэпбук. Это разновидность метода проекта или, как его ещё называют, тематическая папка с кармашками и окошками.
Проблема:во время бесед было выявлено, что детям мало знакомы детские отечественные писатели и их произведения. А всем нам известно, что запоминается то, что интересно. Поэтому мы разработали свой лэпбук для того, чтобы вызвать интерес и расширить кругозор наших воспитанников. Через произведения отечественных писателей можно воспитывать такие чувства как доброта, дружелюбие, взаимопомощь, взаимопонимание, трудолюбие.
Цель: формирование представлений и систематизация знаний о русских мастерах художественного слова, что в дальнейшем сложится как метод патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
— знакомить детей с детскими произведениями отечественных писателей;
— учить видеть главное в содержании произведения и давать правильную оценку поведению героев;
— активизировать чувства детей, способствовать возникновению у них эмоционального отношения к окружающей действительности;
— развивать умение работать в коллективе, желание делится информацией, участвовать в совместной поисковой деятельности;
— обогащать словарь, развивать связную речь, воспитывать культуру речевого общения;
— привлечь родителей к участию в образовательном процессе, создать радостную атмосферу совместной с ребёнком деятельности.
— способствовать развитию патриотических чувств к своей Родине, воспитывать любовь и уважительное отношение к близким.
После знакомства с произведениями Н.Н. Носова был создан лэпбук. Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
В
нашем лэпбуке сначала расположены фото писателя Н. Н. Носова, краткая
биография, картотека.
Карточки с изображениями из произведений писателя. Дети, глядя на картинку ложны угадать произведение.
Также есть кармашек с несколькими карточками из одного произведения, глядя на них, ребенок вспоминает произведение и раскладывает картинки по порядку.
Еще в книжке раскладушке есть карман с разрезными картинками и раскрасками.
При знакомстве с творчеством С.Я. Маршака мы узнали, что в 1921 году писатель организовал первый детский театр в России. В нём он ставил спектакли по своим произведениям и произведениям известных детских писателей того времени.
Для свободного художественного творчества были подобраны раскраски по произведениям С.Я. Маршака, а после знакомства с произведениями С. Я. Дети угадывали произведение по иллюстрации.
В заключении после изучения творчества писателя, мы поставили спектакль с детьми средней группы «Теремок» по произведению С.Я. Маршака «Глупый мышонок». Дети с удовольствием участвовали в организации спектакля, совместно с родителями подбирали костюмы для инсценировки.
Знакомясь с детскими произведениями отечественных писателей, дети учатся давать правильную оценку поведению героев, работают в коллективе, развивают нравственные чувства, доброту, дружелюбие, взаимопомощь, взаимопонимание, трудолюбие. Работа с Лэпбуком позволила разнообразить работу и повысить познавательный интерес у детей и родителей.
Такая необычная подача материала всегда привлекает внимание детей. Дошкольники не раз возвращаются к лэпбуку, чтобы полистать и поиграть с ним, а заодно, незаметно для себя самих, они могут повторить пройденный материал.