• Главная
  • Новости
  • Фотогалерея
  • О нас
  • Контакты, реквизиты
11 Июн2024

ТЕХНОЛОГИИ ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ

11.06.2024. Автор ГБУ ДПО ЦПК. Опубликовано в Новости

Для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста

• специально организованные про­блемные ситуации. Педагог описывает возможную ситуацию, например: «Посмо­трите, как красиво одета сегодня наша Машенька. Платье это сшила мама. Но у нее была помощница — Машенька. Я знаю, многие из вас помогают маме. Пожалуй­ста, расскажите, как вы это делаете. (От­веты.) Можете привести примеры из книг? Кто из героев помогает родителям? (А. Варткинаян. «Помощницы»; П. Воронъ-ко. «Мальчик Помогай»; Г. Люшнин. «Мас­терица»; 3. Александрова. «Сережа моет калоши»);

• моделирование жизненно значимых ситуаций. Каждая ситуация должна вклю­чать в себя проблему и ряд действий. Зада­ча ребенка: определиться и руководство­ваться ими в среде сверстников.

Модель поведения для мальчиков

А. Дети садятся за столы завтракать. Та­ня осталась без стула. Как ты будешь дей­ствовать? Уступишь свой стул? Скажешь воспитателю? Сядешь за стол, не замечая девочки?

Б. У Наташи порвался пакет, конфеты рассыпались по полу. Как ты будешь дей­ствовать? Подберешь конфеты и отдашь их девочке? Попросишь угостить конфета­ми? Не обратишь внимания?

Модель поведения для девочек

А. В группу пришел новичок. Он грус­тит, ни с кем не играет. Как ты поступишь? Скажешь ему ласковое слово, улыбнешь­ся? Принесешь интересную игрушку? На­зовешь его «плаксой-ваксой»? Не обращая на него внимания, будешь играть с други­ми детьми?

Б. После обеда мама просит помочь убрать со стола. Как ты поступишь? С ра­достью согласишься? Скажешь, что снача­ла поиграешь, а потом все уберешь? Отка­жешься?

Дидактические игры

1. «Кто что носит?». Цель. Учить на­ходить отличия во внешнем облике маль­чиков и девочек. Материал. Фланелеграф; фигурки мальчика и девочки, выре­занные из картона. Задание. Разобраться, какая одежда нужна куклам — Кате и Пе­те. Ход игры. Воспитатель по ошибке прикладывает юбку к фигурке мальчика или завязывает ему бант. Дети должны исправить ошибку и одеть кукол самосто­ятельно. Дополнительное задание. Вы­брать для кукол подходящие для них предметы или игрушки: девочке — скакал­ку, зонтик; мальчику — гимнастические кольца, удочку.

2. «Наши прически». Цель. Формиро­вать представление о разновидностях при­чесок; развивать фантазию, воображение. Материал. Картинки, сюжетные и пред­метные; принадлежности для ухода за во­лосами: расчески, заколки, резинки, бан­тики, зеркало. Задание. Разобраться, на каких картинках изображен мальчик, на каких — девочка; отметить детали и осо­бенности причесок: стрижка короткая, длинная. После обсуждения оборудовать салон красоты.

Игры-состязания

Задание. Сказать больше добрых, кра­сивых слов о маме, папе; назвать предме­ты, которые могут принадлежать только маме или только папе; перечислить имена мальчиков (девочек).

Схемы-действия

Схемы-действия отражают культурные эталоны поведения, способствуют усвое­нию правил мужского и женского поведе­ния. Наиболее интенсивны они на месте встречи мальчиков и девочек, уже задан­ном пространством учреждения, — там, где дети имеют возможность проявить само­стоятельность, свободу.

Сюжетно-ролевые игры

Цель. Овладеть полоролевым репертуа­ром, способами мужского и женского по­ведения в семье: «Дочки-матери», «У нас гости», «Идем в кукольный театр», «Пере­езжаем на новую квартиру».

Моделирование ситуаций Я и моя семья. Дети поочередно берут на себя роли членов семьи и свою собст­венную; проектируют возможную соци­альную ситуацию (дома или на улице) и способ поведения.

Совместная трудовая деятельность.

Получив задание, дети в зависимости от пола распределяют трудовые обязанности, цель которых — получить положительный результат. Стирка кукольной одежды: мальчики носят воду, девочки стирают; мальчики относят чистое белье, девочки развешивают; уборка в природном уголке: мальчики приносят горшки с цветами в умывальную комнату, девочки протирают листья, орошают их водой; мальчики рас­ставляют цветы по местам, меняют воду в аквариуме, девочки чистят клетки живот­ных и т.д.

Метод диалога с самим собой, содер­жание которого — реальные проблемы: «Мне грустно, потому что…», «Мне радо­стно, и я…», «Если бы я был(а) мальчиком (девочкой), то…», «Мне бывает страшно, когда…», «Больше всего я люблю…», «Когда вырасту, я…», «Когда стану папой (ма­мой), я…» и т.д.

ПРОСТРАНСТВЕННО-ПРЕДМЕТНАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ

Элементами пространственно-предмет­ной среды выступают:

• игрушечная гостиная — мини-среда светского этикета (диван, сервант со сто­ловым и чайным сервизами, стол, торшер, пианино, цветы на столе и на стенах и т.д.), где дети с помощью воспитателя и само­стоятельно упражняются в выполнении правил хорошего тона (как сидеть за сто­лом, пользоваться столовыми приборами и салфеткой, передавать хлеб, усаживать девочку за стол, вести беседу и т.д.);

• мини-среда, представляющая то, что необходимо для формирования мужских и женских умений (фрагмент игрушеч­ного кухонного блока: шкаф с полочками и ящиками, посуда, газовая плита, стол для разделки продуктов и приготовле­ния пищи; фрагмент игрушечного ванно­го блока: тазики для стирки белья; мас­терская по ремонту игрушек с материа­лом для ремонта, запасными деталями, шкафчик с игрушечными образцами ин­струментов и т.д.);

• уголок для мальчиков, наполненный предметами «мужского мира» (машинки, конструкторы, строительный материал, фуражки, пилотки, строительные каски), что позволяет проигрывать специфичные для пола роли (военный, моряк, милицио­нер, строитель и т.д.);

• домашний очаг — микропространст­во для девочек — модель уютного уголка: куклы-мальчики, куклы-девочки со все­ми необходимыми атрибутами, аксессуа­рами, игрушечная мебель, шкатулки с бусами, пуговицами и т.д., т.е. те предме­ты, которые способствуют выполнению различных социальных ролей (кукла-мама, кукла-хозяйка, кукла-мастер, кук­ла-леди);

• схемы-действия, отражающие куль­турные эталоны поведения представите­лей мужского и женского пола;

• уголок красоты — закрытое ширмой пространство (зеркало, полочка с расчес­ками, одежными щетками, заколками, бан­тами), где есть возможность самостоятель­но, без посторонних наводить порядок во внешнем виде;

 карточки-символы, выражающие доб­роту, красоту, честность, смелость, силу и др., т.е. те ценности, которые определяют и на­правляют поведение.

Для работы с детьми старшего дошкольного возраста

Специально организованные виды дея­тельности. Выступают в виде этических индивидуальных и совместных бесед как с мальчиками, так и с девочками.

Темы бесед с мальчиками: «Мальчики -защитники слабых (девочек, женщин, ста­риков)», «Мальчики — маленькие рыцари», «Мальчики — юные мастера», «Мальчики ~ будущие папы».

Темы бесед с девочками: «Девочки — ма­ленькие хранительницы и утешительни­цы», «Девочки — маленькие принцессы», «Девочки — будущие мамы».

Темы совместных бесед: «Мальчик и де­вочка ~ такие разные и такие похожие», «Защита и сострадание — качества муж­чины и женщины», «Внешние формы пове­дения мальчика и девочки», «Мальчики и девочки в совместной деятельности», «Мальчик и девочка — будущая семья».

Игры-состязания, стимулирующие познавательную активность: «Назови смелую профессию», «Опиши словесно портрет девочки (мальчика)», «Кто пе­редаст характер героя (героини) извест­ного произведения?», «Кто составит не­большой рассказ о мальчике (девочке, ма­ме, папе, бабушке, дедушке) по заданным словам (веселая, озорная, забавная, смеш­ливая; герой, храбрец, победитель, ры­царь)?».

Символические игры

1. «Предмет-мужчина, предмет-жен­щина».

Задание. Рассмотреть предмет (кувшин, лампа, подушка, карандаш), представить, кем бы он стал, если его ожи­вить (мужчиной или женщиной), и обыг­рать эти предметы, изображая их взаимо­действие — словесно или жестами.

2. «Мой любимый герой».

Задание. Нарисовать образ любимого героя, реаль­ного или литературного; раскрыть словес­но его суть; прикосновением волшебной палочки превратиться в того ‘героя, кого нарисовал.

символические действия и творческое вза­имодействие с игроками; желательно вхождение в образ посредством мимики и пантомимы.

3. «Сбор чемодана». Задание. «Собрать в чемодан» те черты характера (овеществ­ленные в знаках и символах), которые по­могают мужчине и женщине в жизни, спо­собствуют умению видеть и понимать другого.

Дидактические игры

1. «Мама».

Материал. На­бор открыток с изображением букетов, су­вениров, предметов; карточки с текстом «волшебных слов».

Ход игры. По предло­жению педагога дети сочиняют рассказ на тему «Моя мама дома и на работе» и опи­сывают ее портрет; с помощью открыток разыгрывают ситуации: «Выбираем по­дарок для мамы (бабушки, сестры)», «Поищем и найдем «волшебные слова» для мамы». Игра заканчивается совместным определением того, кто самый вниматель­ный: дочка, сын, внук; обсуждением, поче­му сделали именно такой выбор.

2. «Кем я хочу стать? Как буду рабо­тать?».

Материал. Картинки, изображающие людей разных профессий.

Ход игры. 1. Беседа по темам: «Сколько профессий может освоить че­ловек?», «Что определяет название про­фессии?», «Почему человек стремится овладеть профессией?», «Какая профес­сия самая лучшая? Почему?», «Кем я мечтаю быть? Чему я для этого должен научиться?». 2. Чтение стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?». 3. Обсуж­дение темы: «Какие профессии называют женскими? мужскими?», «Случается ли, что женщины овладевают мужской про­фессией, а мужчины — женской?». 4. Вы­вод, к которому детей подводит педагог: главное — любить и хорошо знать свое дело.

Специально организованные проблем­ные ситуации. Педагог описывает те ситу­ации, которые ежедневно возникают в дет­ском саду, например: 1. Сегодня, позавтра­кав, все отправились на прогулку, Леночка осталась в группе, чтобы помочь Зое Алек­сеевне. Не напоминает ли ее поступок ко­го-то из сказочных персонажей? Кто так же, как Леночка, любил трудиться? С кем ее можно сравнить? С Крошечкой-Хаврошечкой или с Ленивицей? 2. Оля строила из кубиков домик. Пробежал Андрюша, нечаянно толкнул постройку. Строение рассыпалось. Никто не обратил внимания на девочку, на то, как она огорчилась. Только Саша подошел к Оле: собрав куби­ки, он стал успокаивать девочку. Невольно вспоминается одна из сказок братьев Гримм — «Гензель и Гретель». Кто расска­жет, как Гензель заботился о своей сест­ренке? как успокаивал ее? как по-мужски находил выход из трудного положения? Кто представит, как в такой же ситуации повели бы себя Карабас-Барабас? Буратино? Айболит?

Прогнозирование ситуации. Его суть — представить свои действия в предлагаемой неприятной действительности. Основная задача, к которой педагог подводит детей: прежде, чем что-то сделать, следует оста­новиться, подумать: кто ты, мальчик или девочка? как должен повести себя маль­чик (девочка), чтобы избежать неприятно­стей?

Примеры ситуаций: 1. Алеша и Ди­ма, играя, не поделили машину. Что может произойти, если никто из них не хочет ус­тупить? Как решить конфликт по-муж­ски? 2. Мама просит Свету убрать игруш­ки за собой и положить их на место. Что будет, если Света выполнит мамину прось­бу? А если откажется?

Моделирование жизненно значимой ситуации, включающей проблему и ряд действий, которые следует выбрать и кото­рыми следует руководствоваться в среде сверстников.

Модель поведения для мальчиков

1- Ты едешь в трамвае, сидишь у окна. Входит женщина. Ты уступаешь ей место? Продолжаешь сидеть и смотреть в окно?

Взбираешься на колени мамы? 2. Большие мальчики обижают девочку. Она плачет. Ты проходишь мимо? Зовешь старшего брата или маму? Сам заступаешься за де­вочку?

Модель поведения для девочек

1. Дети вышли на прогулку. У Алеши неправильно застегнуто пальто. Шапка съехала набок. Ты помогаешь Алеше при­вести себя в порядок? Жалуешься воспи­тателю на небрежный вид мальчика? Не замечаешь непорядок в одежде Алеши?

2. Мама заболела. Ты будешь заботиться о ней? Или продолжишь играть как ни в чем не бывало? Станешь капризничать?

Ребенок моделирует ситуацию не толь­ко словесно. С помощью графических средств или демонстрационного материа­ла он должен продумать и обозначить свои связи, отношения и действия с теми людь­ми, кто находится с ним в одной ситуации.

Сюжетно-ролевые игры. «Дочки-ма­тери», «Переезжаем на новую кварти­ру», «Ожидаем гостей», «Дети заболе­ли», «В семье празднуют именины».

Игры-драматизации

1. «Спящая красавица».

Задание. Маль­чик (девочка) по желанию изображает спящего принца (спящую красавицу). Ос­тальные игроки, соблюдая очередность, подходят к спящему герою и пытаются до­брыми словами разбудить принца (или красавицу).

2. «Сказка наоборот».

Задание. Придумать сказку, в которой действуют известные сказочные персонажи. Основ­ное условие: героев (Карлсон, Буратино, Карабас-Барабас, Незнайка) изображают девочки, а героинь (Красная Шапочка, Крошечка-Хаврошечка, Золушка, Маль-вина) — мальчики.

Моделирование ситуаций «Прими решение».

Содержание. Воспитатель чи­тает текст. Задача, поставленная перед детьми, — самостоятельно продолжить и закончить сказку. Например: «Жила-была девочка, добрая, умная. Один недо­статок был у нее — очень рассеянная. Од­нажды, отправляясь на день рождения своей подруги, девочка никак не могла найти заколки, чтобы привести в порядок прическу. Наконец нашла. Но тут куда-то запропастились носки… Что делать? Опаздывать нельзя. Помогла мама. И но­сочки нашла, и подарок для именинницы подготовила. Когда девочка была уже во дворе, у подъезда ее внимание привлек незнакомый малыш. Он сидел на лавочке и тихонько всхлипывал. Рядом никого не было…».

Ответы детей обсуждаются.

Имитационные игры

1. «Любящие родители».

Задание. Пе­редать мимикой, эмоциями чувство радос­ти, нежное, заботливое отношение родите­лей к своим детям.

2. «Бездомный котенок».

Задание. Проявить жалость, ласку к тем, кто нужда­ется во внимании.

3. «Разъяренная медведица».

Зада­ние. Выразить эмоцию гнева; объяснить его причину у людей, животных; способ выхода из этого состояния.

4. «Охота Бабы Яги».

 Задание. Пере­дать характер отрицательного сказочного героя выразительными движениями, ми­микой.

Коммуникативные методы

  1. «Посмотри в глаза».

 Задание. Со­ставить пары, посмотреть друг другу в гла­за, представить, каким (какой) станет партнер (партнерша), когда вырастет, рас­сказать об этом.

2. Наука — практике

Собраться мальчикам на «совещание» и решить, что приятного, доброго, полезного они могут сделать для девочек.

3. Игра «Подарок».

Ход игры. Дети, чередуясь (мальчик-девочка), образуют круг. По предложению водящего (воспита­тель) преподносят соседу воображаемый подарок: руками изображают, что дарят, говоря при этом что-то приятное. Водя­щий дает установку: «Подумайте, какой подарок было бы приятно получить ваше­му (вашей) соседу (соседке)». По оконча­нии игры спрашивает, что подарили. Пред­лагает сопоставить, насколько верно сосед (соседка) понял преподносимый дар. Де­ти, в свою очередь, делятся впечатлениями о том, какие они испытали чувства, полу­чая или преподнося подарок.

4. «Скажи комплимент».

Ход игры. Рассадив детей по кругу, педагог предлага­ет каждому, соблюдая очередность, сказать своему соседу что-то приятное. Тот, к кому обращаются, обязательно благодарит за доброе слово.

Примечание. В следующий раз задание можно усложнить, предложив мальчикам обратиться к девочкам так, как это сделал бы рыцарь или мушкетер, увидев свою короле­ву, а девочкам — повести себя как Золушка на балу. По выполнении задания обсудить совместно, кто сказал самый необычный или неожиданный комплимент.

Состязательные игры

  1. «Рыцарский турнир».

Ход игры.

Турнир проводят мальчики-рыцари, со­ревнуясь в ловкости, сноровке (попада­ние в цель, бег с препятствиями, прохож­дение по лабиринту), силе (перетягива­ние каната, армреслинг), смекалке (отгадывание кроссвордов, задач, головоло­мок), галантности (приглашение на та­нец), остроумии (изложение забавного случая, придумывание названия к смеш­ным картинкам). Подведение итогов и награждение победителей проводят де­вочки.

  1. «Маленькая хозяйка».

Ход игры. Девочки соревнуются в кулинарных способностях (приготовление бутербродов, салатов), знании кулинарных рецептов, умении сервировать стол, принимать гостей.

 «Новое имя». По зада­нию педагога дети дают абстрактную ха рактеристику каждому ребенку вгруппе, начиная с пер­вой буквы имени, на­пример:    Наташа    — нежная, надежная, не­унывающая; Саша  — смелый,         сильный, стойкий. Охарактери­зовать товарища можно и по ассоциации с ка­ким-либо растением, животным или явлением, на­пример: Таня — травинка (тоненькая, хрупкая, нежная, как  травинка);  Вася   —   василек (глазки голубые, как у василька); Ксюша —кошечка  (ходит тихо-тихо,  совсем не слышно, как кошечка); Саша — солнышко (добрый, радостный, согревающий своей улыбкой). Когда станет ясно, что дети ус­воили инструкцию, педагог, подзывая к се­бе каждого воспитанника, предлагает при­думать свой вариант характеристики.

 «Беседа с героем сказ­ки».

Ход игры. Из набора карточек вы­брать одну и принять на себя роль этого героя или: героини (Василиса Прекрас­ная, Илья Муромец, Снегуроч­ка, Змей Горыныч, Иванушка-дура­чок, Емеля, Крошечка-Хаврошечка, Марья-Искусница).

Выбрав пару (мальчик-девочка), разы­грать ситуацию, предложенную педагогом, например: сочинить беседу между двумя персонажами на определенную тему (о по­годе, друзьях, желаниях, любимых заняти­ях и т.д.); придумать и провести диалог сказочных персонажей по поводу какой-либо совместной деятельности.

«Главные слова».

Матери­ал. Иллюстрации к знакомым сказкам.

Ход игры. По предложению педагога дети вычленяют в сказке слова, раскрывающие нравственный смысл поступков героев. Это могут волшебные слова, сказочные приговоры, слова, что несут смысловую нагрузку. Так, основные слова в сказке «Морозко», сказанные падчерицей: «Теп­ло, Морозушко, тепло, батюшка!». Отсюда понятно: вовсе не случайно, что ее терпе­ние, доброта, трудолюбие, мягкость возна­граждаются. Главные смысловые слова в былине «Вольга и Микула» произносит богатырь: «Простой крестьянин я, землю пашу. Хлебом Русь кормлю. А зовут меня Микула Селянинович». Важно донести до детей мысль: трудолюбие, отвага, сила, смелость, любовь к Родине на земле Рус­ской всегда являлись и являются ценнос­тями.

Игры-состязания

Задание. Назвать пословицы, раскры­вающие мужские и женские качества ха­рактера; назвать пословицы о семье, почи­тании родителей, любви к детям; душевно спеть колыбельную песню сыну или дочке; назвать сказки, в которых действуют доб­рые, заботливые, трудолюбивые, сильные, выносливые, отважные, находчивые герои; нарисовать старинный праздничный на­ряд мужчины (женщины); назвать старин­ные предметы быта.

Оставить комментарий

Госуслуги

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 7 ноября 2023 г. № 953 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ГОСТ Р 52872-2019

Версия для слабовидящих

Сведения об образовательной организации

  • Основные сведения
  • Структура и органы управления образовательной организацией
  • Документы
  • Образование
  • Руководство
  • Педагогический состав
  • Материально-техническое обеспечение и оснащённость педагогического процесса. Доступная среда
  • Платные образовательные услуги (все электронные документы)
  • Финансово-хозяйственная деятельность
  • Вакантные места для приёма (перевода) обучающихся
  • Стипендии и меры поддержки обучающихся
  • Международное сотрудничество
  • Организация питания в образовательной организации
  • Образовательные стандарты и требования
  • Противодействие коррупции
  • Методическая копилка
    • Детские исследовательские работы, проекты
    • Лучшее оформление помещений, территории, участка
    • Презентации
  • Противодействие терроризму
  • Охрана труда
  • Гостевая книга

Ссылки

Официальный интернет-портал правовой информации

Архив новостей

  • Апрель 2025
  • Март 2025
  • Февраль 2025
  • Декабрь 2024
  • Ноябрь 2024
  • Сентябрь 2024
  • Август 2024
  • Июнь 2024
  • Май 2024
  • Апрель 2024
  • Март 2024
  • Февраль 2024
  • Январь 2024
  • Декабрь 2023
  • Ноябрь 2023
  • Октябрь 2023
  • Сентябрь 2023
  • Август 2023
  • Июль 2023
  • Июнь 2023
  • Май 2023
  • Апрель 2023
  • Март 2023
  • Февраль 2023
  • Январь 2023
  • Декабрь 2022
  • Ноябрь 2022
  • Октябрь 2022
  • Сентябрь 2022
  • Август 2022
  • Июль 2022
  • Июнь 2022
  • Май 2022
  • Апрель 2022
  • Март 2022
  • Февраль 2022
  • Январь 2022
  • Декабрь 2021
  • Ноябрь 2021
  • Октябрь 2021
  • Сентябрь 2021
  • Август 2021
  • Июль 2021
  • Июнь 2021
  • Май 2021
  • Апрель 2021
  • Март 2021
  • Февраль 2021
  • Январь 2021
  • Декабрь 2020
  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Март 2020
  • Февраль 2020
  • Январь 2020
  • Декабрь 2019
  • Ноябрь 2019
  • Октябрь 2019
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Июль 2019
  • Июнь 2019
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018
  • Февраль 2018
  • Январь 2018
  • Декабрь 2017
  • Сентябрь 2017
  • Август 2017
  • Июль 2017
  • Июнь 2017
  • Май 2017
  • Апрель 2017
  • Март 2017
  • Февраль 2017
  • Январь 2017
  • Декабрь 2016
  • Ноябрь 2016
  • Октябрь 2016
  • Сентябрь 2016
  • Август 2016
  • Июль 2016
  • Июнь 2016
  • Май 2016
  • Апрель 2016
  • Март 2016
  • Февраль 2016
  • Январь 2016
  • Декабрь 2015
  • Ноябрь 2015
  • Октябрь 2015
  • Январь 2015
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области
"Центр повышения квалификации" © 2017
  • Главная
  • Новости
  • Фотогалерея
  • О нас
  • Контакты, реквизиты