• Главная
  • Новости
  • Фотогалерея
  • О нас
  • Контакты, реквизиты
11 Июн2024

Возможности современной игры в формировании и развитии личности ребенка. Актуальные направления современной игры

11.06.2024. Автор ГБУ ДПО ЦПК. Опубликовано в Новости

     В настоящее время набирает силу про­цесс огрубления нравов общества, что влечет за собой упадок и общей куль­туры, и речевых традиций. В речевой дея­тельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов.

Игровые упражнения, помогающие усвоить образную лексику.

     Вопросы воспитателя помогали детям задуматься о важности каждого слова в тексте.

1. Героев сказок называют необычными име­нами. Какие из них вы запомнили?

2. Какими словами в русской народной сказ­ке «Морозко» говорится о том, что девочка за­мерзла? («Дрожит, озноб ее пробирает», «чуть дух переводит», «чуть-чуть языком шевелит».)

3. Вспомните необычные выражения, кото­рые используются в русских народных сказках.

     Пословицы и поговорки, встречающиеся в русских народных сказ­ках: «Как аукнется, так и откликнется» («Лиса и журавль»), «Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело де­лать не хочет» («Крылатый, мохнатый да масленый»), «Есть люди такие, которые своего брата не стыдятся» («Крошечка Хаврошечка»), «Не всякий вопрос к добру ведет» («Василиса Прекрасная»), «Не рыл бы другому яму, сам бы в нее не попал», «Не давши слова, крепись, а давши — дер­жись» («Семь Симеонов — семь работни­ков»), договаривание пословиц: Ученье — свет… а неученье — тьма. Человек без друзей… что дерево без корней. Тише едешь… даль­ше будешь. Береги платье снову… а честь смолоду. За двумя зайцами погонишься… ни одного не поймаешь.  Ответь на вопрос пословицей или по­говоркой: Без чего не вытащишь рыбку из пруда? (Без труда не вытащишь рыбку из пруда). В какие сани не следует садиться? (Не в свои сани не садись). Какой праздник для кота однажды заканчивается? (Не все коту масленица). Что вор у вора украл? (Вор у вора дубинку украл). Что не выру­бишь топором? (Что написано пером, не вырубишь топором).

      Для формирования точности речевых вы­сказываний использовалась игра «Да-нет». Педагог давал правильную или непра­вильную характеристику сказочного ге­роя, совершенного им поступка и т.д. Де­ти в ответ должны были согласиться или не согласиться с этим, подняв карточку зеленого или красного цвета; при этом им предлагалось аргументировать свой от­вет. Например, взрослый давал следую­щую характеристику Мальчика-с-паль-чик: «Маленький, скромный, тихий, трус­ливый. Правильно ли я рассказала о ге­рое?». Дети поднимали карточку красно­го цвета.

     Конкурс «Живой словарик».Воспитатель давал ус­тановку: «В жизни встречается много не­понятных слов и выражений. Объяснить их помогают специальные книги — слова­ри. Сейчас я буду называть слова, а вы, как «живые словарики», постарайтесь их объ­яснить. Что означает слово «веретено»?».

      Наме­ренное недоговаривание или пропуск об­разных слов в сказках. Например, в сказ­ке «Крошечка Хаврошечка»  сле­дующее описание выросшей яблоньки: «Выросла яблонька, на ней ветки, листья, яблоки. Кто мимо идет — останавливается, смотрит. Как вы думаете, по-сказочному я рассказала о яблоньке? Какими сказочны­ми словами может быть описана такая яб­лонька?».

     Драматизации — этот прием хорошо из­вестен в практике дошкольного воспита­ния. Стоящая перед детьми задача — пол­ноценно выразить индивидуальность ге­роя, что предполагает усвоение и передачу особенностей его речи почти в идентичной речевой ситуации. В процессе драматиза­ции русских народных сказок дети усваи­вали характерные для сказок языковые средства, обогащали интонационный, лек­сический и синтаксический строй речи.

     Построе­ние высказывания по предложенному на­чальному предложению, «Жил на свете один добрый человек, он всех учил только добру. Однажды он от­правился в путешествие…»

     Проблемная ситуация — такое затрудни­тельное положение, которое вызывает по­знавательный вопрос и требует активной мыслительной деятельности для его реше­ния. Детям были предложены такие, на­пример, проблемные ситуации:

1. Если бы Аленушка сразу съела пирожок, предложенный печкой, как изменилась бы сказка?

2. Если бы в сказке «Заяц-хваста» волк не испугался и не убежал, что бы тогда произош­ло?

3. Если бы в сказке «Кот и лиса» обиженные звери собрались и решили проучить нахально­го кота, как они могли это сделать?

4. Если бы герои сказки однажды оказались на необитаемом острове, как бы они себя там повели?

     Прием трансформации текс­тов или составление одного вида текста на основе другого. С этой целью давались за­дания такого типа:

• Вспомните сказку «Лиса и журавль» и придумайте похожую сказку о том, как заяц по­шел в гости к волку.

• Придумайте похожую на нее сказку или рассказ о себе.

• Сочините новые начало и конец сказки, а середину оставьте прежней и т.д.

     Сочинение собственных сказок

Педагог дает установку:

1. Представь, о чем говорится в твоей сказке.

2. Выбери настроение, вспомни, как оно ме­нялось на протяжении сказки.

3. Подумай о голосе (силе, темпе), старайся говорить плавно, мелодично.

4. Вспомни красивые слова и выражения, ис­пользуй их правильно и точно.

5. Обдумай начало, середину и конец сказки.

6. Когда начнешь рассказывать, понаблюдай: интересно ли слушателям?

Далее дети по желанию перед аудитори­ей рассказывали собственную сказку. Ос­тальным педагог предлагал внимательно выслушать товарища и сказать, понрави­лось ли им исполнение. Лучшие сказки за­писывались в специальный альбом.

Серия заданий по теме   «Понимание и употребление сравнений»            

Задание 1

Инструкция. Подумайте: «Что (кто) как солнышко?», выберите подходящую картинку и назовите изображение на ней.

Речевой материал

• Как солнышко (разноцветный мяч, подсолнух, круглый желтый воздушный шар, легковая синяя машина).

• Как снег (белый кусковой сахар, носок белого цвета, шоколадное мороженое, ро­машка).

• Как зверь (очень злое лицо человека; кот, готовый вцепиться когтями; стол; ма­шина с сиреной).

• Как небо (голубой свитер, голубые глаза, очень высокое дерево, вода в озере).

• Как ветер (бегущий человек; снег, па­дающий на землю; легкий капроновый шарфик; машина «скорой помощи»).

• Как змея (длинная изогнутая веревка, большой ползущий червяк, карандаш, кув­шин).

• Как палец-мизинец (малыш рядом со взрослым, палка, маленькая конфета, коз­ленок).

• Как гора (человек-великан, высокое раскидистое дерево — дуб; песок, насыпан­ный горкой в песочнице; чашка).

• Как огонь (ярко-красный шарф, солн­це, горячий чай в чашке, белый телефон).

• Как уголек (драже не темного цвета, круглая черная пуговичка, маленькие чер­ные глаза человека, мальчик).

• Как сахар (разноцветные конфеты, белый зефир, соль, медвежонок).

• Как еж (зеленая елочка, игольница с иголками, комнатное растение, бусы).

• Как поросенок (очень грязный ребенок, розовый воздушный шар, щенок, мячик).

Задание 2

Инструкция 1. Подбери слова-призна­ки: если о предмете говорят «как снег», то он какой? Например: как снег — белый, хо­лодный, пушистый.

Речевой материал

Как небо, как роза, как сахар, как еж, как солнце, как волчица, как пуговичка, как радуга, как шар, как мышка, как камень, как поросенок, как веревка, как ниточка, как капелька, как иголка. _

Инструкция 2. Скажи: «Кто (или что) хитрый, как лиса?». И т.д. Например: хит­рый как лиса — мальчик.

Речевой материал

Голубой, как небо; красный, как роза; легкий как перышко; колючий, как еж; яр­кий, как солнце; злой, как волчица; малень­кий, как пуговичка; цветной, как радуга; круглый как шар; тихий как мышка; твер­дый как камень; грязный как поросенок, холодный как лед; тонкий, как ниточка.

Задание 3

Инструкция 1.  Подбери слово-дейст­вие: «Что можно делать, как слон?». На­пример: топать, поворачиваться, ходить.

Речевой материал

Как лев, как слон, как зверь, как ребе­нок, как ветер, как змей, как веревка, как солнце, как золото, как змея, как попугай, как мячик, как море, как соловей.

Инструкция 2. Подбери слово-предмет: «Кто извивается, как змея?». Например: веревка, лента, червяк и т.д.

Речевой материал

Рычит как лев; топает как слон; завоет как зверь; заплачет как ребенок; мчится как ветер; извивается как змея; вьется, как веревка; све­тится, как солнце; блестит как золото; летит как стрела; галдит, как попугай; прыгает, как мячик; шумит, как море; поет как соловей.

Задание 4

Инструкция 1. Подбери пропущенное слово. Например: у кошки были глаза (ка­кие?) как блюдца. (Большие, круглые.)

Речевой материал

Лена повязала платок (какой?) как мак.

Вошла девушка (какая?) как солнышко.

В коробке лежали карандаши (какие?) как радуга.

На стуле висел платок (какой?) как огонь.

У великана были руки (какие?) как ветки дерева.

Мы шли по травке (какой?) как коврик.

У нас была воспитательница (какая?) как мама.

Катя приняла лекарство (какое?) как горчица.

Под елкой лежали шишки (какие?) как ежата.

В стакан налили воду (какую?) как лед.

У малыша был нос (какой?) как пуго­вичка.

На небе появилась туча (какая?) как ночь.

На землю упал снег (какой?) как пух.

На столе лежал нож (какой?) как бритва.

Инструкция 2. Закончи предложение. Например: на небе появилась черная, как ночь… Что? (Туча.)

  Речевой материал

У кошки были круглые, как блюдца…

Лена повязала красный, как_мак…

В дом вошла прекрасная, как солнце…

В коробке лежали разноцветные, как радуга…

На стуле висел яркий, как огонь…

У великана были огромные, как ветки дерева…

Мы шли по мягкой, как коврик…

У нас была добрая, как мама…

Катя приняла горькое, как горчица…

Под елкой лежали колючие, как ежата…

В стакан налили холодную как лед…

У малыша был маленький, как пуговичка…

На небе появилась черная, как ночь…

На землю упал легкий как пух… :   На столе лежал острый как бритва…

Задание 5

Инструкция 1. Подбери пропущенное слово. Например: белочка (что делала?) хвостиком, как платочком (Махала.)

Перед цыпленком Червяк (что делал?), как змейка.

За окном ребятишки (что делали?), как птицы.

Дети в воду (что делали?), как лягушки.

Малыш расстроился и (что делал?), как мышка.

Мальчик на коньках (что делал?) как ветер.

Заяц под деревом (что сделал?) как столбик.

Ветви черемухи (что делают?), как кудри.

Ребенок от радости (что сделал?), как мячик.

Инструкция 2. Подбери пропущенное слово. Например: от радости подскочил, как мячик… Кто? (Мальчик.)

Речевой материал

Белочка махала, как платочком… Чем?

Перед цыпленком извивался, как змей­ка… Кто?

За окном галдели, как птицы… Кто?

В воду прыгали, как лягушки… Кто?

Расстроился и пищал, как мышка… Кто?

На коньках мчался как ветер… Кто?

Под деревом встал как столбик… Кто?

У черемухи переплетаются, как кудри… Что?

От радости подскочил, как мячик… Кто?

Задание 6

Инструкция. Сравни с чем-нибудь (кем-нибудь) арбуз. Например: арбуз —как мяч, как зебра, как сахар и др.

Речевой материал

Одуванчик, арбуз, елка, заяц, шуба, кон­фета, мороженое, апельсин, мяч, малыш, краски, машина, лента, кошка.

Задание 7

Инструкция. Закончи предложение. Например: хлеб высох и стая твердый как камень.

Речевой материал

На травке гулял цыпленок — желтый, как.:.

В конюшне стояла лошадь — белая, как…

Среди ребят была одна девочка — ма­ленькая, как…

У этой птицы были крылья — голубые, как…

Саша прибежал домой голодный как…

Арбуз был такой сладкий как…

Ветви у елочки колючие как…

Дима прибежал с прогулки грязный, как…

Дом сторожила собака — злая, как…

У этого гриба ножка тоненькая, как…

У девочки глаза круглые, как… У малыша щеки румяные, как,.. Дядя Степа такой высокий, как… На стене висел ковер — яркий, как.:.

Серия заданий по теме «Выявление особенностей понимания и употребления     олицетворений»

Задание 1

Инструкция. Выбрать из двух предло­жений то, в котором говорится о том, что бывает на самом деле.

Речевой материал

Волк воет. — Ветер воет.

Мама злится. — Зима злится.

Ежик влез на пенек. — Опенок влез на пенек.

Человек в окно стучится. — Весна в окно стучится.

Шел человек. — Шел снег.

Ребенок проснется. — Весна проснется.

Папа срывает с веток яблоки. — Ветер срывает с веток яблоки.

Мальчик с головы тащит шляпу. — Ве­тер с головы тащит шляпу.

Дети бегут. — Ручьи бегут.

Человек оденется. — Лес оденется.

Миша шлепает по лужам. — Весна шле­пает по лужам.

Девочка плачет. — Сосулька плачет.

Сестра заснула. — Река заснула.

Пловцы плывут. — Облака плывут.

Мальчик раздет. — Лес раздет.

Девочка смеется. — Солнце смеется.

Задание 2

Примечание. Предъявляемый рече­вой материал содержит несколько оли­цетворений. Детям предлагается объяс­нить только одно из присутствующих в тексте.

Речевой материал

1. Зима недаром злится —Прошла ее пора, Весна в окно стучится И гонит со двора.

Ф. Тютчев

2. Ветер воет, завывает, Гнет деревья до земли. С веток яблоки срывает, Тащит шапку с головы. . Л. Квитко

3. Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною. Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою.

А. Плещеев \ 4. Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою, Но солнце ее припечет —Заплачет она и умрет.

К. Чуковский

Задание 3

Примечание. Речевой материал содер­жит глаголы, которые употребляются:

а) в прямом и переносном значении;

б) только в переносном.

Инструкция. Я начну предложение, а ты его закончи.

Речевой материал.

1. Веселые ручейки по дорогам (что де­лают?). Деревья зимой под снегом (что де­лают?). Из-за тучи солнышко (что сдела­ло?). Крупные капли дождя по стеклам (что делают?). Ветки красной рябины к нам в окно (что делают?). На грядке поми­доры уже (что сделали?). Настенные часы (что делают?). В синем море волны (что делают?). Молния на небе (что делает?). Молоко из кастрюли (что сделало?).

2. По голубому небу облака (что дела­ют?). Целую неделю дождь (что делает?). Налетел сильный ветер и все листья с де­ревьев (что сделал?). Зимой злая вьюга (что делает?). Дует сильный ветер, и сухие листья по асфальту (что делают?). Сол нечный зайчик по стене (что делает?). Узоры на стекле мороз (что делает?). Бе­лый снег всю землю (что сделал?).

Серия заданий по теме «Исследование понимания фразеологических оборотов, имеющих структуру сравнения»

Задание 1

Инструкция. Когда так говорят? Скажи по-другому. Например: плетется как чере­паха — медленно идет.

Речевой материал

Как на иголках, как о стенку горох, как рыба в воде, как в воду опущенный, как ве­тром сдуло, как гром среди ясного неба, за­дрожал как осиновый лист, похожи как две капли воды, голодный как волк, жить как кошка с собакой, вертеться как белка в ко­лесе, как сквозь землю провалился, крас­ный как рак, лил как из ведра.

Задание2

Инструкция. Объясни, что это значит. Например: брат пришел из школы как в воду опущенный — он был расстроен.

Речевой материал

Бабушка заболела, и мама была как на иголках.

Дождь на улице лил как из ведра.

Собака залаяла, и девочка задрожала как осиновый лист.

Коля и Петя похожи как две капли воды.

Саша обманул сестру и покраснел как рак.

Жили они как кошка с собакой.

Сколько раз объясняли — все как о стен­ку горох.

Крутится как белка в колесе.

Искали очки, а они как сквозь землю провалились.

Эта новость как гром среди ясного неба.

Папа приехал с работы голодный как волк.

В школу Митя плелся как черепаха.

Кота с кровати как ветром сдуло.

Оставить комментарий

Госуслуги

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 7 ноября 2023 г. № 953 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ГОСТ Р 52872-2019

Версия для слабовидящих

Сведения об образовательной организации

  • Основные сведения
  • Структура и органы управления образовательной организацией
  • Документы
  • Образование
  • Руководство
  • Педагогический состав
  • Материально-техническое обеспечение и оснащённость педагогического процесса. Доступная среда
  • Платные образовательные услуги (все электронные документы)
  • Финансово-хозяйственная деятельность
  • Вакантные места для приёма (перевода) обучающихся
  • Стипендии и меры поддержки обучающихся
  • Международное сотрудничество
  • Организация питания в образовательной организации
  • Образовательные стандарты и требования
  • Противодействие коррупции
  • Методическая копилка
    • Детские исследовательские работы, проекты
    • Лучшее оформление помещений, территории, участка
    • Презентации
  • Противодействие терроризму
  • Охрана труда
  • Гостевая книга

Ссылки

Официальный интернет-портал правовой информации

Архив новостей

  • Апрель 2025
  • Март 2025
  • Февраль 2025
  • Декабрь 2024
  • Ноябрь 2024
  • Сентябрь 2024
  • Август 2024
  • Июнь 2024
  • Май 2024
  • Апрель 2024
  • Март 2024
  • Февраль 2024
  • Январь 2024
  • Декабрь 2023
  • Ноябрь 2023
  • Октябрь 2023
  • Сентябрь 2023
  • Август 2023
  • Июль 2023
  • Июнь 2023
  • Май 2023
  • Апрель 2023
  • Март 2023
  • Февраль 2023
  • Январь 2023
  • Декабрь 2022
  • Ноябрь 2022
  • Октябрь 2022
  • Сентябрь 2022
  • Август 2022
  • Июль 2022
  • Июнь 2022
  • Май 2022
  • Апрель 2022
  • Март 2022
  • Февраль 2022
  • Январь 2022
  • Декабрь 2021
  • Ноябрь 2021
  • Октябрь 2021
  • Сентябрь 2021
  • Август 2021
  • Июль 2021
  • Июнь 2021
  • Май 2021
  • Апрель 2021
  • Март 2021
  • Февраль 2021
  • Январь 2021
  • Декабрь 2020
  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Март 2020
  • Февраль 2020
  • Январь 2020
  • Декабрь 2019
  • Ноябрь 2019
  • Октябрь 2019
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Июль 2019
  • Июнь 2019
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018
  • Февраль 2018
  • Январь 2018
  • Декабрь 2017
  • Сентябрь 2017
  • Август 2017
  • Июль 2017
  • Июнь 2017
  • Май 2017
  • Апрель 2017
  • Март 2017
  • Февраль 2017
  • Январь 2017
  • Декабрь 2016
  • Ноябрь 2016
  • Октябрь 2016
  • Сентябрь 2016
  • Август 2016
  • Июль 2016
  • Июнь 2016
  • Май 2016
  • Апрель 2016
  • Март 2016
  • Февраль 2016
  • Январь 2016
  • Декабрь 2015
  • Ноябрь 2015
  • Октябрь 2015
  • Январь 2015
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области
"Центр повышения квалификации" © 2017
  • Главная
  • Новости
  • Фотогалерея
  • О нас
  • Контакты, реквизиты