Бакулина М.А., Куклова Н.Б.,
Мурашкина Т.А.
Гармонизация эмоциональных проявлений детей
дошкольного возраста с нормативным и нарушенным психофизическим развитием
с использованием арт-терапевтических игровых пособий
«Песочная фантазия» и «Радужная манка»
в соответствии с ФГОС ДО
С самого детства игры с сыпучим материалом (песок, манка) — это любимое занятие практически для каждого ребенка. Детская деятельность с песком или манкой, как и всякая игра, способствует моторному и когнитивному развитию ребенка, дает первый опыт общения с другими детьми. Игры с песком и манкой – это очень интересное и творческое занятие, которое всегда связанно с созданием какой-либо постройки.
Чаще всего игра с сыпучим материалом выступает в качестве ведущего метода психопрофилактического, психокоррекционного воздействия (особенно при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений). А также в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить психоэмоциональное напряжение.
В работе по гармонизации эмоциональных проявлений детей дошкольного возраста мы эффективно используем световой стол-планшет и арт-терапевтические игровые пособия «Песочные фантазии» и «Радужная манка».
Использование арт-терапевтических пособий «Песочные фантазии» и «Радужная манка» у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата позволяет бороться со стрессом: манипулируя сыпучим материалом, ребенок избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, цветной манке. Это способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует. Такие игры развивают мелкую моторику, что положительно влияет на развитие речи и мышления. Рисование на цветной манке и песке очень полезно гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя.
Цель: Гармонизация эмоционального состояния у детей дошкольного возраста, сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста, формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством использования арт-терапевтических пособий «Радужная манка» и «Песочные фантазии».
Задачи:
1. Стимулировать у ребенка желание выражать свое внутреннее эмоциональное состояние через создание творческой работы, используя песок и цветную манку.
2. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста через рисование «Радужной манкой» и создавая «Песочные фантазии».
3. Развивать мелкую моторику рук, координацию движения, которые стимулирует мыслительные процессы, улучшают память, развивают речь.
Игра «Знакомство с песком, цветной манкой»
Цель: знакомство со световым столом-планшетом и способами игры с песком и цветной манкой.
Художественное слово:
Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Оборудование: световой стол – планшет, цветная манка, песок.
Ход игры: «Здравствуй песок!» «Здравствуй радужная манка!» Воспитатель предлагает детям различными способами дотрагиваться до песка, цветной манки. «Положите ладошки на песок, цветную манку. Давайте погладим его внутренней, а затем тыльной стороной ладони. Какой песок? Какая манка? Теперь плавными движениями, как змейки побежали по песку, манке пальчиками. Давай погладим их между ладонями. Возьмите в руки песок, манку крепко-крепко, потихоньку отпусти. Еще раз возьмите в кулачки крепко, чтобы ни одна песчинка не упала. А теперь будем вместе рисовать». Воспитатель знакомит детей с различными способами засыпки светового стола и способами рисования цветной манкой и песком.
Упражнение «Ниточки»
Дети набирают песок или цветную манку в кулачки, поднимают руки над столом и, раскачивая вправо влево, слегка расслабляя кулачок, постепенно засыпают стол песком или цветной манкой тонкими ниточками.
Физминутка:
Утром солнышко проснулось.
поднять руки вверх
Осторожно потянулось.
потянуться
Лучикам пора вставать.
наклоны головы вправо-влево
Раз, два, три, четыре, пять.
ходьба на
месте
Упражнение «Дорожка»
Провести пальцами по песку, цветной манке волнистую линию. Затем двумя руками нарисовать различные дорожки.
Игра «Песочная фантазия»
Цель: Гармонизация эмоциональных проявлений. Развитие творческого потенциала детей. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Художественное слово:
Можно строить и чудить,Можно много сотворить:Горы, реки и моря,Чтобы жизнь вокруг была.Дети, поняли меня?Или надо повторить!Чтоб запомнить и дружить!
Оборудование: световой стол – планшет, цветная манка, песок.
Ход игры: Детям предлагается отправиться в песочную страну, где живут песочные человечки.
Песочные человечки: «В нашей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит».
Дети медленно, а затем быстро сыплют песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Дети закрывают глаза и кладут на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыпет песок на какой-либо палец, а дети называют этот палец. Затем они меняются ролями.
Упражнение «Радуга»
Четырьмя пальцами нарисовать на песке полукруг-радугу, а потом добавить солнце.
Игра «Следы на песке»
Цель: Гармонизация эмоциональных проявлений. Развитие мелкой моторики пальцев рук, их тактильных ощущений, посредством определённых игровых упражнений с песком, с цветной манкой.
Художественное слово:
Кто рисует на снегу длинные цепочки?
Кто расставил на бегу крестики и точки?
Это птицы на бегу оставляют на снегу
Тонкие следочки — крестики и точки.
Оборудование: световой стол – планшет, цветная манка, песок, куклы.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку прошагать куклой по песку, оставляя следы, при этом можно приговаривать: «Большие ноги шли по дороге: «То-о-п, то-о-п, то-о-п». Маленькие ножки бежали по дорожке: «Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ!». Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы.
Упражнение «Необыкновенные следы»
«Идут медвежата» — дети кулачками и ладонями с силой надавливают на сыпучий материал.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев дети ударяют по поверхности песка, цветной манки, изображая прыжки зайца.
«Ползут змейки» — дети расслабленными или напряженными пальцами рук изображают движение змеи по поверхности песка, цветной манки волнистой линией (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — дети двигают всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками, друг с другом — «жучки здороваются»).
Игра «Пересыпание радужной манки через воронку»
Цель: Гармонизация эмоциональных проявлений. Развитие творческого мышления, внимания. Развитие мелкой моторики пальцев рук, их тактильных ощущений, посредством определённых игровых упражнений с песком, с манкой.
Художественное слово:
Если манку струей насыпать,Ствол дерева сможешь ты показать.А если сверху манку распылять,То дереву крону ты сможешь придать.Чтоб показать облака в небесах,Пальцы свои сожми в кулачках.И по стеклу кулачками кружа,Ты нарисуешь вверху облака.
Оборудование: световой стол – планшет, цветная манка, песок, воронка.
Ход игры: Воспитатель подходит с детьми к световому столу-планшету. Дети берут бутылочки, ведерки, формочки. Показывает, как сыпется цветная манка и песок через воронку, как пересыпается из ведерка, бутылочки в формочку.
Физминутка:
Солнышко-вёдрышко развести руки в стороны и раздвинуть
пальцыВзойди поскорей! поднять руки вверхОсвети, обогрей, сделать «фонарики» перед
собойТелят да ягнят
показать «рожки» на головеЕще маленьких ребят! приложить
ладони к груди
Упражнение «Норка для мышки»
Воспитатель предлагает детям вместе выкопать небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем воспитатель показывает игрушку, например, мышку-норушку, пищит, хвалит детей за замечательный домик, просовывает в него игрушку.
Игра «Цветные заборчики»
Цель: Гармонизация эмоциональных проявлений. Развитие творческого мышления, внимания. Развитие мелкой моторики пальцев рук, их тактильных ощущений, посредством определённых игровых упражнений с песком, с манкой. Воспитание аккуратности в процессе выполнения работы.
Художественное слово:
Рисуешь картины на удивление.Плавно пальцами волну начерти,И поплывут на картине ручьи.Пальцы большие навстречу веди.И ель на картине изобрази.
Оборудование: световой стол – планшет, цветная манка, песок, счетные палочки.
Ход игры:
На столе вперемешку лежат счетные палочки разных цветов. Педагог просит ребенка выбрать из них красные палочки и построить забор красного цвета. Затем — желтые палочки и построить заборчик желтого цвета. Можно предложить ребенку построить длинный забор, чередуя палочки разного цвета.
В процессе игровой деятельности с сыпучими материалами у детей отмечается снижение эмоционального напряжения, развиваются воображение, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, он учится пользоваться наглядным образцом и выполнять действие по устной инструкции.
Содержание дидактических пособий «Радужная манка» и «Песочная фантазия»,
структура, игровые действия и правила способствует более гармоничному развитию
ребенка. Простые и доступные игры позволяют детям самостоятельно осваивать
игровые действия с сыпучими материалами. Выстраивается сложная структура
всестороннего развития детей, гармонизация эмоциональных проявлений.