Антипина Е. В.,
Антипина Н. В.
Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах, а грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Работу по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста мы начали с обогащения предметно-пространственной среды в старшей группе.
С помощью родителей создали развивающий центр по финансовой грамотности под названием «Экономика для малышей». Целью создания этого развивающего центра, является формирование первичных экономических представлений у дошкольников. В развивающий центр входило: макет Сбербанка, банкомата, компьютеры, телефоны, счёты, кассы, бумажные купюры, монеты, банковские карты, сберкнижки, клавиатуры, мышки компьютерные и другое.
Для формирования у дошкольников понятий: что такое деньги, какие они бывают; что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»; что такое банковская карта, мы использовали следующее:
— сюжетно-ролевые игры — «Магазин», «Кафе», «Супермаркет», «Банк».
— дидактические игры: «Назови, кто что делает», «Что нужно для работы?», «Чудесный мешочек» и другие;
— беседы: «Профессии разные нужны», «Деньги», «Где можно заработать деньги», «Путешествие в прошлое денег», «Доходы и расходы» и другие;
— просмотр мультфильмов: «Уроки совы — Что такое деньги», «Смешарики — финансовая грамотность»;
— просмотр презентаций — «Деньги. Денежные знаки», «Все профессии важны»;
— интерактивные игры, созданные в программе WORDWALL — «Что дороже, а что дешевле», «Викторина»;
— практические занятия – «Изготовление кошелька в технике Оригами».
В подготовительной группе была создана игра «Маленькие финансисты», которая в игровой форме помогает закрепить, полученные ранее экономические знания у детей дошкольного возраста.
Данная игра представляет собой сборник мини-игр. Детям очень интересно играть в неё, т.к. практически все элементы на поле игры съемные, прикреплены с помощью липучек. С помощью этой игры у детей можно закрепить первоначальные основы финансовой грамотности и элементарные математические представления. Пройдя все этапы игры, ребёнок с гордостью может носить звание «маленького финансиста».
Играть в эту игру можно в группе детского сада (индивидуально, в паре с педагогом, подгруппой детей), но также её можно использовать дома. В процесс игры дома можно задействовать всю семью, ведь для ребёнка процесс общения в семье очень важен.
В начале игры детям предлагается помочь Буратино, наполнить его копилку золотыми монетками. Для этого нужно правильно выполнить все задания. После прохождения каждой игры, ребёнок забирает монетку, приклеенную с помощью липучки. Монетку ребёнок кладёт в копилку Буратино, тем самым наполняя её. После прохождения всех игр копилка становится полной и Буратино превращается в весёлого мальчика.
В начале, предлагается ребятам поиграть в игры «Доходы» и «Расходы». Цель: познакомить детей в игровой форме с понятиями «бюджет», «доходы», «расходы». Дети сначала вспоминают, откуда появляются деньги в их семье, кто их приносит в дом? На что их можно потратить? Выбирая подходящие картинки из предложенных, они приклеивают их в нужное место. Выполнив правильно задания, ребенок забирает монетки, найдя их на поле игры, и прикрепляет к копилке Буратино.
В следующей игре «Хочу-Надо», ребятам предлагается рассмотреть все картинки и определить, какие расходы необходимы «Надо» в жизни, без которых нельзя обойтись. И что «Хочу», расходы на то, что не так важно, не обязательно. Цель: учить детей различать понятия «Хочу» и «Надо».
В игре «Дешевле»- «Дороже», ребятам необходимо сравнить 2 предмета, определить, что, стоит дешевле, а что дороже. Цель: расширить представление детей о видах товаров, об их классификации. Закрепить знания о приблизительной цене товаров, об их соотношении.
Далее, в игре «Финансовые загадки», ребятам предлагается послушать загадку, отгадав её, они получают картинку отгадку. В процессе игры, можно спросить ребёнка, что он знает о том предмете, который он отгадал. Детям предлагаются загадки о банкомате, копилке, монетке, товаре, цене, кассе, кошельке и т.п. Цель: познакомить детей с «предметами», имеющими непосредственное отношение к финансам.
Игра «Сравни», знакомит детей с понятием «Банковская карта», развивает у детей умение сравнивать количество денежных средств на банковских картах. Детям предлагается прикрепить соответствующий знак между карточками, сравнив денежные средства на них. Цифры на карточках можно менять.
Игра «Купи игрушку», помогает детям ближе познакомиться с понятием «Цена», «Стоимость». В этой игре детям предлагается положить в кошелек столько монет, сколько стоит игрушка. Цену и игрушку можно менять. Детям предлагаются монетки 1 руб, 2 руб, 5 руб, 10 руб. Эта игра развивает у детей внимательность, логическое мышление, развивает математический счёт. Цель: познакомить детей с понятиями «Цена», «Стоимость». Закрепить количественный счёт у детей.
В конце игры, ребёнку предлагается посчитать монетки в копилке и сменить фигурку грустного Буратино на весёлого.
Дидактическая игра «Маленькие финансисты» способствует развитию воображения, логического мышления; пригодна к использованию одновременно группой детей; структура и содержание доступны детям дошкольного возраста; обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую активность воспитанников.
Из всего выше сказанного, следует, что детям нужно помогать в освоении финансовой грамотности, но не делать всё за них. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.