Шабалова О. В.
В образовании провозглашѐн принцип вариативности, который даѐт возможность педагогическим коллективам образовательных учреждений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий. Необходимо уметь не только свободно ориентироваться в широком спектре современных технологий, но и эффективно их внедрять.
В рамках сопровождения психологической службой в нашем детском саду осуществляется взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса: с детьми, их родителями и педагогами. Психолого-педагогическое сопровождение в детском саду выстраивается как система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития, обучения, воспитания и социализации детей на каждом возрастном этапе.
Одной из важнейших задач сопровождения является оказание помощи всем субъектам образовательной деятельности в преодолении трудностей ребенка в усвоении знаний, эмоциональных трудностей через реализацию психопрофилактических и педагогических программ.
Взаимодействие педагога-психолога с детьми осуществляется в ходе встреч как по подгруппам, так и индивидуально по авторским программам: «Цветной мир» (эмоциально-волевое развитие), «Учусь, общаюсь, развиваюсь» (когнитивное развитие дошкольников).
Использование современных технологий педагогом-психологом дает более широкие возможности для создания благоприятных условий сопровождения и развития детей, для обеспечения развития качеств личности дошкольника и достижения достаточного образовательного уровня в детском саду в целом.
В деятельности педагога-психолога интегрировано включаются различные технологии: здоровьесберегающие, технологии проектной деятельности, исследовательской деятельности, ИКТ, личностно-ориентированные технологии; игровые технологии и многие другие.
В рамках коррекционной работы активно используются «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации», автором которых является Н.П. Гришаева.[1] такие как: клубный час, ежедневный рефлексивный круг, ситуация месяца, проблемная педагогическая ситуация, социальная акция, дети – волонтёры, волшебный телефон, развивающее общение, коллективный проект. Данные технологии органично встраиваются в коррекционно-развивающий процесс и используются в режимных моментах при реализации задач образовательных областей.
Она разработала новые технологии социализации ребенка – дошкольника, позволяющие эффективно сформировать и развить у него самостоятельность, инициативность, ответственность.
Использование личностно-ориентированной технологии осуществляется как действующая воспитательная система обеспечения комфортных, безопасных условий на основе уважения личности ребенка, учета особенностей его развития, где каждый ребенок является активным участником образовательного процесса со своим индивидуальным темпом деятельности и способностью к усвоению материала, со своими интересами, склонностями.
Широко применяются в работе информационно-коммуникативные технологии с мультимедийной поддержкой. ИКТ позволяет более эффективно развивать интеллектуальные, творческие способности детей и приобретать новые знания.
Использование игровых технологий обеспечивает организацию познавательной деятельности дошкольников, развивает эмоции, служит коррекции поведения. Проводятся занятия в форме различных путешествий: в сказочную страну, по карте и др.
Игровые технологии тесно связаны с поведенческой терапией (в форме тренинга), где ребята обучаются новым формам и позитивным способам поведения. Через решение проблемных ситуаций дети знакомятся с разными эмоциональными состояниями, развивают способность находить способы решения конфликтных ситуаций. (Социоигровые подходы: упражнения «Избавление от гнева», «Листопад», «Бумажный салют»; упражнения на развитие самоконтроля, например, «Секретное слово», «Запрещенное движение»).
Внедряются в систему образовательной деятельности методики проблемного обучения. С ребятами обсуждаются проблемные ситуации, в ходе которых дети самостоятельно делают выводы, предлагают варианты решения проблемы и переносят приобретенный опыт в реальную жизнь.
Важное место в использовании технологий сохранения и стимулирования здоровья в нашем детском саду отводится арт-терапии, песочной терапии и сказкотерапии.
Арт-терапия помогает развивать у ребенка творческое и образное мышление, речь, мелкую моторику рук, помогает снять эмоциональное напряжение, отработать беспокоящие ситуации. Ребенок создает мир, принадлежащий только ему.
Одним из интересных синтезов сказкотерапии и арт-терапии является сказочная песочная терапия. В игровой комнате психолога находится световой стол для рисования песком. Дети создают пальчиками, кисточкой или с помощью трафаретов на световом столе цветочные поляны и узоры, сказочных героев.
Сказкотерапия решает ряд задач: создание положительного эмоционального настроя, формирование ценностных ориентаций; развитие навыков социального взаимодействия.
Через восприятие сказочного мира создаются необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника: развитие эмпатии, доверительных взаимоотношений между детьми. Возможности использования световых песочных столов, кинетического песка, цветной кинетической массы для лепки, камни-самоцветы.Все это позволяет создать волшебный мир, открыть дверь в сказку. Играть и проигрывать ее каждый раз по-новому, увлеченно, спонтанно.
Благодаря вариативности использования современных технологий и собственных находок, дети учатся распознавать свои и чужие эмоции,улучшают свою способность к эмоциональной саморегуляции. Все это приводит к психологическому и физическому здоровью ребенка.
Таким образом, расширение возможностей использования современных образовательных технологий в работе педагога-психолога позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс развивающим, привлекательным для ребенка; приводит к повышению эффективности коррекционно-развивающих психолого-педагогических воздействий, способствует активизации личностного потенциала дошкольника, стимулирует познавательную активность, обеспечивая его разностороннее развитие, и, в целом, влияет на повышение и эффективность качества образования в детском саду.
Применение на практике современных технологий невозможно без творчества и взрослого, и ребенка, а это расширение для дошкольника горизонтов окружающего мира, радостное проживание с ним настоящего, осмысление пережитого, моделирование будущего.