Н.В. Занина
Для достижения лучших результатов при подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика – это взаимодействие руки и языка.
Какие преимущества использования биоэнергопластика перед традиционной артикуляционной гимнастикой? Биоэнергопластика помогает длительно удерживать интерес ребенка. Оптимизирует психологическую базу речи. Способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам. Синхронизирует работу над речевой, мелкой моторикой. Сокращает длительность занятий, усиливает их результативность. Позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям; поддерживает положительный эмоциональный настрой ребенка и педагога на протяжении всего занятия.
Проведение биоэнергопластики предусматривает несколько этапов:
- Диагностический
- Подготовительный
- Эмоциональный
- Основной
- Заключительный
На первом диагностическом этапе проводится
Обследование состояния общей моторики
Обследование состояния мелкой моторики
Обследование состояния артикуляционного аппарата
На подготовительном этапе
Дети знакомятся с упражнениями для губ, языка или челюсти по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекается. При этом педагог упражнение сопровождает показом движением кисти одной руки.
Эмоциональный этап
У детей ведущей деятельностью остается игровая деятельность. Поэтому на этом этапе для создания положительного настроя у детей при выполнении гимнастики используем игровой персонаж, который поможет освоить гимнастику. Педагог показывает артикуляционное упражнение, сопровождая его движениями ведущей руки в перчатке. Артикуляционная гимнастика выполняется традиционно перед зеркалом.
Основной этап
Выполняются артикуляционные упражнения с подключением рук ребенка. Учитель-логопед вместе с ребенком выполняет упражнение, сопровождает показ движением одной руки. Ребенок учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движение кистью одной руки.
Постепенно подключается вторая рука.
Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обоих рук имитирует, повторяет движения артикуляционного аппарата. Учитель-логопед следит за качеством и ритмичным выполнением упражнений. При этом двумя руками учитель-логопед продолжает давать четкий образец движения.
Заключительныйэтап
К этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками.
Поэтому на данном этапе используются различные артикуляционные сказки, стихотворения. Педагог рассказывает сказку, называет упражнение, а ребенок выполняет их и сопровождает движениями обеих рук. Артикуляционные сказки сначала выполняются перед зеркалом. Когда дети смогут ощущать положения органов артикуляции, дифференцировать положения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки можно выполнять без зрительной опоры (зеркала).
Такая пальцево-речевая гимнастика продолжается весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками логопед или воспитатель продолжают давать четкий образец движения.
Требования к проведению биоэнергопластики:
-Учитывать индивидуальные особенности детей.
-Подключать руки ребёнка только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок.
-Следить за тем, чтобы кисти ребенка не напрягались, движения были плавными и раскрепощенными.
-Соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук.
-Соблюдать последовательность выполнения упражнений с усложнением и ускорением темпа.
-Для развития и совершенствования чувства ритма и размеренности выполнения упражнений взрослым используется счёт от 1 до 10, отстукивание ритма, стихотворные строки или метроном.
-Артикуляционную гимнастику необходимо проводить эмоционально, в игровой форме. Для этого можно использовать куклу-перчатку, можно на ведущей руке ребёнка нарисовать глазки и ротик воображаемого человечка. Данный приём способствует эмоциональному подъёму и повышению интереса к выполнению гимнастики с биоэнергопластикой.
Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка:
-Максимальной концентрации зрительного и слухового внимания.
-Сформированной пространственной ориентировки.
-Точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ.
Сильная мотивация, применение игрового метода развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.
Проведённая работа доказывает целесообразность применения элементов биоэнергопластики в коррекционной логопедической работе.