Е.Ю. Трахирова
Конспект занятия в подготовительной группе «Элемент русского национального костюма – платок»
Задачи:
1. Познакомить дошкольников с элементом русской
национальной одежды – платком. Познакомить с историей русского платка.
2. Развивать познавательный интерес к культуре
русского народа.
Цель: звоспитание патриотизма через знакомство с историей русского
национального костюма.
Материал: платки, картинки с изображением платков, куски хлопчатобумажной ткани, краски для росписи ткани, кисти
Предварительная работа:
Знакомство с устным народным творчеством: чтение русских народных сказок «Сивка-бурка», «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», заклички («Дождик, дождик, веселей…», «Грачи-киричи»), поговорок, пословиц («Какова пряха, такова и рубаха», «Терпение и труд все перетрут»). Знакомство с элементами русского народного костюма, музыкальными произведениями русского народа («Колыбельная» Е.Макшансова, «Береза», «А я по лугу» музыка В. Агафонникова).
Русскими народными играми «Жмурки», «Платочек», «Гори гори ясно». Изготовление тематического альбома «Русский быт».
Ход занятий:
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой головной убор сегодня на нашей кукле (Ответы детей)
-А вы знаете что-нибудь о платках? (Ответы детей).
Давайте сядем рядком, да поговорим ладком. Я немного расскажу вам об истории платка.
- Обычай носить платок на Руси имеет давнюю
историю.
Изначально, еще в языческие времена, женщины покрывали голову на Руси, чтобы сберечь себя от холода, от сурового климата.
После Крещения Руси, с приходом на нашу землю православной веры, головные женские уборы считаются неотъемлемой частью женского костюма. - Головной убор являлся символом добропорядочности: показаться «простоволосой» было верхом неприличия, а чтобы опозорить женщину, достаточно было сорвать с ее головы убор. Это было самым тяжелым оскорблением. Отсюда и произошло выражение «опростоволоситься», то есть «опозориться».
- Давным-давно, женщины покрывали свою голову
куском ткани – платом;
Изначально платом накрывали головной убор и лишь позже его стали повязывать прямо на волосы; - Девичий платок оставлял открытой часть волос, а замужние женщины повязывали платок так чтоб он полностью закрывал все волосы; В давние времена крестьяне ткали платки дома, на самодельных станках, украшали их вышивкой и ленточками;
- Самые дорогие – из шёлковой ткани. Это были легкие, блестящие, нежные платки. Их носили богатые женщины. Их привозили купцы из Ирана, Индии, Сирии и Пакистана;
- В будни же носили простые хлопчатобумажные или холщовые платки, которые нарезали из тканей, привозимых с ярмарок;
- Платок был одним из самых оберегаемых деталей костюма. Женщины так берегли платки что их даже не стирали, а выветривали;
- А как вы думаете почему замужние женщины повязывали плат так чтоб закрыть волосы? (Ответы детей)
- Особой славой пользовались платки, которые делали в Павловском Посаде. Павловопосадские платки очень нарядные. В чем красота Павловских платков? У них необыкновенно красочный рисунок. Самая обычная девушка, накинув такой платок казалась сказочной красавицей.
- Не менее известными считаются в России и Оренбургские пуховые платки. Это настоящее чудо. платок вязался из козьего пуха. Он был необыкновенно теплым и при этом очень легким;
- Платок для женщины был самым желанным подарком. Нарядные платки стали в наши дни модной деталью одежды. Платок придает женщине индивидуальность и неповторимость.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что на Руси с платком и водили хороводы и играли в разные игры. И вот в одну такую русскую народную игру мы сейчас с вами поиграем. А называется она «Платочек».
Играющие образуют круг, передают платок по кругу, произносят слова игры: «Наш платочек голубой,
Поиграть хотим с тобой.
Ты беги платок по кругу,
Выбирай скорее друга!
Покружись, попляши
И платочек покажи!»
У кого платок будет в руках на последнее слово,
выходит в круг и танцует.
Посмотрите у нас здесь несколько платков. Давайте попробуем найти среди них
Павлопосадский платок и Оренбургский пуховый платок.
Дидактическая игра «Сложи платки». А теперь я приглашаю всех вас в творческую мастерскую. Посмотрите здесь на столах отрезы хлопчатобумажной ткани и краски для росписи ткани. Я предлагаю вам расписать платок, как настоящим художникам. Когда вы закончите роспись у каждого из вас будет уникальный платок.
Дети садятся за столы, начинают творческую работу над созданием своего платка, в это время звучит русская народная музыка.
Итог занятия:
-Что вы узнали сегодня нового?
-А что вы полезного сегодня сделали?