Буровик Н.М.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений).
Детский возраст – период становления способностей и личности. Одни говорят о том, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка. Для других – одаренность – уникальное явление и необходимое внимание уделяют поиску одаренных детей.
Тот или иной ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельности, что создает условия для формирования различных видов одаренности. Но даже в одном виде деятельности разные дети могут проявить своеобразие своего дарования.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть определен по следующим признакам:
— повышенная избирательная чувствительность к предметам окружающего мира (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам и т. д.);
— определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественной и т. д.).
Психологические особенности ребенка, проявляющего одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не факторы, ее порождающие. О наличии одаренности не всегда свидетельствует блестящая память, способности в математике, счете и т. д., но может служить основанием для предположения об одаренности.
Существует несколько видов одаренности в зависимости от предметного содержания деятельности детей в ДОО. Каждый вид одаренности предполагает работу всех уровней психической организации с преобладанием наиболее значимого, конкретного вида деятельности. Если ребенок, к примеру, музыкально одарен, то, созданные для него условия, предполагают развитие:
— на уровне сенсомоторных качеств ( уникальное исполнение);
— коммуникации (контакт со зрителем);
— в духовно- эстетическом плане (осмысление своей деятельности).
Такой теоретический подход имеет практическое следствие в работе педагога дошкольного учреждения, а именно:
— не ограничивать работу лишь составлением программ;
— создание условий для формирования внутренней мотивации деятельности.
Отсюда возникает вопрос, какова же степень сформированности одаренности и ее дифференциация: актуальная или потенциальная.
Актуальная одаренность – это психологическая оценка ребенка с достигнутыми показателями психического развития, которая проявляется ярче по сравнению со сверстниками.
Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который обладает лишь определенными возможностями (потенциалом) для более высоких достижений.
Только благоприятные условия обеспечивают определенное влияние на возможности ребенка. Яркая одаренность проявляется в деятельности наиболее выразительно. И, если успехи ребенка очевидны, его одаренность не вызывает подозрений, то педагог адекватно оценивает « зону ближайшего развития» и составляет программу работы с так называемым, перспективным ребенком. Педагогу принадлежит основная роль в организации творческой образовательной сферы для развития одаренности дошкольников. Необходима перестройка в стиле взаимодействия, приветствуется демократический стиль. Воспитатель демонстрирует:
— владение дидактическим проектированием образовательного процесса;
— умение выбрать целесообразную, сообразную с психологическими особенностями одаренного ребенка, форму познания;
— способность понимать, что такое развивающее образование;
— чему учить, как учить, зачем учить.
Чтобы развить человека, главное знать, насколько будет востребовано то, что предлагается человеку, которого обучают, воспитывают и развивают.
Каковы же принципы педагогической деятельности в ДОО, используемые в работе с одаренными детьми:
— принцип большого набора представленных возможностей для развития непохожести на других;
— принцип создания оптимальных условий для выявления и поддержки одаренных детей;
— содействия развития индивидуальности каждого субъекта педагогического процесса;
— создание банка данных « Одаренные дети»;
— организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых детей;
— проведение конкурсов, викторин среди одаренных ребят;
— разработка программ и планов индивидуальной работы с детьми в разных видах деятельности, отработка методов и приемов работы, мониторинг результативности.
Формы работы с одаренными детьми в детском саду:
— непосредственно образовательная деятельность;
— продуктивная деятельность;
— театрализованные праздники;
— спортивные праздники.
Проведение декад научных знаний направлены на раскрытие творческого потенциала детей, где у них появляется возможность проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Ребята вместе с педагогом отправлялись в путешествие в « Вообразилию», играли в игру « Сказки в картинках».
Дошкольники старших групп выступают с кукольным театром у малышей, участвуют в различных театрализованных представлениях к праздникам. Увлеченность детей творческой деятельностью не рождается сама собой, она программируется воспитателем. Занятия в различных кружках, посещение выставок художников, участие в творческих конкурсах – формы работы с одаренными детьми по изобразительному искусству. В области спорта способствуют выявлению одаренных детей « Здравиады».
Методы и приемы, используемые в процессе исследовательской работы:
— наблюдение;
— эксперимент;
— описание;
— анкетирование;
— интервьюирование.
Целью организации данной работы является формирование у детей познавательной активности. Цель будет достигнута, если будут решены следующие проблемы: развитие творческих способностей, коммуникативных умений, умение анализировать и синтезировать, формирования наблюдательности и внимания.
Таким образом, глобальные социально – экономические преобразования в современном обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных на основе собственной одаренности, преобразовывать общественную жизнь, формулировать новые перспективные задачи. Получается, что все должны стать творцами? Да, кто-то в большей степени, кто-то в меньшей, но обязательно все! Проблема раннего выявления и обучения талантливого ребенка – немаловажная задача в сфере образования. От ее успешного решения зависит интеллектуальный и личностный потенциал нашего Отечества.