Е.А. Амеленко
Выразительность – важное качество речи. Выразительность речи дошкольника является необходимой характеристикой речи, как средства общения, в ней проявляется субъективное отношение ребёнка к окружающему.
В результате эволюции человека за определёнными ощущениями и чувствами закрепились характерные моторные «выражения». Моторный компонент обязателен при любом эмоциональном состоянии.
В своей статье я хочу рассказать о играх, направленных на выразительность жестов (мимике и движениях) детей раннего дошкольного возраста.
Неречевые средства играют огромную роль в общении, так как чтобы понять смысл высказывания, недостаточно проникнуть в смысл слов, необходимо понять чувства говорящего проанализировать его неречевое поведение.
Главный показатель чувств – это мимика, то есть выражение лица (глаз, бровей, губ).
Под мимическими средствами понимаются движения лицевых мускулов и движения головы. Посредством мимики говорящий передаёт эмоции, подчёркивает мысль (нахмуриться, улыбнуться), выделяет ритмику звучания.
Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:
- Удивление – поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;
- Страх – приподнятые и сведённые над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;
- Гнев – брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;
- Печаль – брови сведены, глаза потухшие, уголки губ слегка опущены;
- Счастье – глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад.
Игра «Живая капля».
Цель: выражение эмоций от воды (тепло, холодно, мокро).
Детям предоставляется две миски с водой с теплой и холодной. Дети по очереди опускают руки в миски с водой. По их лицам можно определить, какая вода в мисочке. Дети могут передать свои эмоции друг другу.
Игра «Радость и грусть через шнуровку»
Цель: выявление настроения через шнуровку, развитие мелкой моторики.
Перед детьми кладут два изображения с лицами без рта.
Задача детей – положить шнурок в соответствии со своим настроением.
Игра «Идёт дождь»
Цель: изображение капли дождя через мимику и жесты.
Задача ребенка представить, как капли дождя подают на ладони. Дети выражают свои эмоции после дождя.
Игра «Щенку холодно»
Цель: передать щенку свое тепло и ласку от прикосновения, выражение эмоций — улыбка, радость.
Ребенок держит щенка (игрушку), который замерз и пытается согреть его.
Брови очень подвижны. Человек может поднимать одну или две брови вверх и опускать вниз, сводить их к переносице, переводя при этом глаза то вверх, то вниз, то в сторону.
Губы человека особенно экспрессивны. Плотно сжатые губы отражают задумчивость, изогнутые губы – сомнение или сарказм. Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении.
Выразительные движения руками называют жестами.
Исследователи жестовой коммуникации различают жесты, замещающие речь, и жесты, сопровождающие её. В одних ситуациях допустимо полное замещение реплик, в других – нет.
Сущность и назначение жестов.
- Мимика и жесты выражают чувства человека:
- Одобрение/неодобрение
- Согласие/несогласие
- Решительность/нерешительность
- Сочувствие/равнодушие
- Восторг/отчаяние
- Терпимость/нетерпимость (рассерженность, удивление, растерянность, вопрос)