Ю.Н. Воронина, Е.А. Амеленко
Патриотизм – любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. Сегодня проблема патриотического воспитания в России стоит очень остро.
Современные дети мало знают о родном городе, стране, народных традициях, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.
Патриотические чувства возникают у людей не сами по себе, а как результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста. Поэтому задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в маленьком человеке любовь к родной земле, любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу. Академик Д.С. Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оселость», так как, если не будет корней в родной местности, в родной стране, будет много людей, похожих на иссушенное растение «перекати-поле».
Дошкольный возраст – пора интенсивного становления личности ребенка, когда закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Ранний период жизни ребенка зависит от нас, взрослых. Есть такое выражение:
«Дети не только наше будущее, но и наше прошлое». Прошлое, потому что весь опыт человечества в целом и личный опыт воспитания мы передаем детям.
Большую роль в процессе воспитания гражданственности играют народные обычаи и традиции, народные праздники. Народные традиции и праздники – это отражение взглядов предков на быт, труд и природу; это нить, связывающая нас прошлым. В фольклоре заложена вся вековая мудрость. При знакомстве с ним у детей формируется осознанная мотивация к сохранению культурного наследия своего народа, к тому, чтобы стать носителями этого огромного багажа.
Русский фольклор яркий, живой, образный; он легко запоминается малышами и оставляет у них радостное впечатление. Народные игры не только приобщают ребят к фольклору, но и влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка.
Но давно забыты современными родителями и не употребляются в разговорной речи устаревшие слова и изречения, достаточно редко используются потешки, поговорки, пословицы. Многие педагоги, сами не понимая и не умея объяснить детям некоторые слова и выражения в фольклорных текстах, пересказывают русские народные сказки на современном языке.
Было замечено, что при проведении фольклорных праздников, театральных представлений, развлечений с использованием различных форм устного народного творчества дети младшего дошкольного возраста проявляют большой интерес к процессу и познавательную активность. Они становятся более эмоциональными и отзывчивыми. У них формируются интерес к обычаям и культуре народа, представления о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.
Педагогическую работу по формированию патриотических чувств младших дошкольников посредством малых фольклорных форм невозможно ограничить только музыкальными занятиями. Она требует интеграции всех образовательных областей, так как традиции и обычаи народа включают в себя слово, музыку, движение, труд, изучение природы и т.д. Этим обусловлено широкое включение фольклорного материала не только в образовательную деятельность, но и в режимные моменты, в совместную деятельность детей и взрослых – педагогов и родителей. Важную роль в формировании патриотических чувств у детей играет создание предметно-развивающей среды. Совместно с родителями были организованы различные выставки, разработаны картотеки игр, загадок, потешек, изготовлены книжки-малышки, лэпбуки и т.д.
В своей работе мы используем следующие фольклорные жанры: колыбельные песенки, попевки, заклички, приговорки, прибаутки, потешки, пестушки, детские игровые песни, пальчиковые и народные игры.
В ДОО проводятся тематические недели, такие как «Я и моя семья», «Матрешка в гостях у ребят», «В гости к бабушке Забавушке», «В гостях у сказки», «Во горнице во светлице» и т.д.
Действенным средством воспитания патриотических качеств личности является сказка. Русская педагогика еще много лет назад признала, что сказки предоставляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Она учит любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия.
В споре героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла. Сложная картина действительности представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой жизни.
В работе со сказкой нами используются различные формы:
– чтение русских народных сказок и беседы по их содержанию;
– занятия («Знакомство со сказочным царством – небывалым государством», «Колобок живет в комнате сказок»);
– прослушивание аудиосказок;
– просмотр мультфильмов;
– драматизация сказок.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что фольклор – идеальное средство патриотического воспитания детей, поскольку прививает им любовь к родителям, родной природе, родному дому, малой родине, является неиссякаемым источником народной мудрости. В адаптационный период потешка становится незаменимым помощником педагога, она помогает установить контакт с ребенком. Во время режимных моментов попевки и потешки учат детей не бояться воды, прививают им культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Сказки призваны рассказать ребенку о добре и зле, воспитать в нем трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость, научить смекалке.