Ю.В. Гурьева
Что такое музей? Музей – хранилище истории, место, где собран опыт поколений, это способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Очень важно рассказать ребёнку именно в дошкольном возрасте о том, где он живет, кто его предки, какова его малая родина, как велика его страна. Из истории и складывается любовь к Отечеству. Сегодня к нам
возвращается желание помнить, и мы по-новому начинаем относиться к старинным предметам, обычаям, обрядам, праздникам, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом.
Цель моей работы в этом направлении – создание условий для развития личности путем включения её в многообразную деятельность музея, охватывающую эмоциональную и интеллектуальную сферы. В настоящее время я рассматриваю свою
деятельность как инновационную педагогическую технологию.
Задачи музейной педагогики:
– воспитание любви к родному краю и его людям; любви к природе родного края и стремления к ее сбережению;
– формирование самосознания, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
– развитие творческих и организаторских способностей;
– осуществление совместной деятельности детей и взрослых в музейной практике;
– формирование у дошкольников представления о музее;
– развитие познавательных способностей и познавательной деятельности; формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
– развитие речи и расширения словарного запаса;
– воспитание культуры поведения.
В результате изучения педагогического опыта и методической литературы педагогами нашего ДОУ была определена цель – создание разноплановых мини-музеев
в групповых помещениях детского сада. Был разработан план реализации проекта по созданию мини-музеев.
На подготовительном этапе к проектной деятельности педагогами были выбраны темы мини-музеев: «Музей хлеба», «Музей народной игрушки», музей «Береза –символ родины моей», «Музей пуговки», «Музей ложки», музей «Что растёт у нас на грядке». Также было принято решение в отдельном помещении детского сада создать «Музей русского быта».
Успешной реализации проектной деятельности способствовало тесное взаимодействие педагогов ДОУ и родителей. На практическом этапе реализации проекта
педагоги групп совместно с родителями собрали материал по выбранной тематике, оформили экспозиции, составили планы-конспекты ознакомительных экскурсий и перспективные планы развития музеев на учебный год. На данном этапе была активизирована творческая деятельность детей: большинство экспонатов было создано воспитанниками под руководством педагогов.
Итогом проектной деятельности были экскурсии по мини-музеям, во время которых ребята с удовольствием рассказывали про созданный ими музей, подробно излагая информацию об экспонатах.
Создание экспозиций способствовало:
– обогащению предметно-развивающей среды, результатом чего стало расширение кругозора детей, совершенствование их интеллектуальных навыков;
– созданию творческой площадки и, как результату, развитию художественных способностей, логического и креативного мышления детей;
– формированию у дошкольников представлений о музее, духовно-нравственных качествах личности и повышению уровня культуры;
– социализации детей, их психологическому раскрепощению и коммуникативно-языковому развитию.
Включение в проектную деятельность родителей имело для ребят большое значение. Дети с гордостью рассказывали о вещах, созданных совместно с родителями, особо трепетно и бережно относились к экспонатам, изготовленным руками мам, пап, бабушек и дедушек. С нескончаемым интересом воспитанники работали в мини-музеях. Поэтому руководством ДОУ было принято решение собрать в фольклорной избе, находящейся в отдельном помещении детского сада, все созданные мини-музеи для дальнейшей работы в этом направлении.
Так появился «Музей интересных вещей», в котором в настоящее время есть следующие экспозиции:
1) «Откуда хлеб к нам пришел». Она направлена в основном на социально-коммуникативное развитие воспитанников. Ее основная задача – обогащение знаний детей о том, как выращивают хлеб. Экспозиция помогает сформировать представление о труде хлеборобов, воспитать уважение к людям, которые трудятся на полях, развить бережное отношение к хлебу. Представленные в ней материалы призваны развивать интерес детей к народным традициям, воспитывать чувство гордости за свою родину и желание знать больше о ее культуре;
2) «Ложки». Экспозиция направлена на развитие любознательности и эмоциональности детей, знакомство с этическими нормами и правилами. Она помогает сформировать представление об истории ложки, ее видах и назначении, правилах использования. Ознакомление детей с ложкой (в том числе как с произведением искусства) активизирует их речевую активность, стимулирует познавательный интерес, развивает эмоциональную отзывчивость, формирует желание участвовать в коллективной деятельности (трудовой, творческой, игровой и пр.);
3) «Пуговка». Экспозиция направлена на развитие эстетического отношения к окружающему миру, формирование художественного вкуса. Знакомство с таким предметом, как пуговица, способствует расширению представлений ребёнка об одежде и истории ее возникновения и развития, помогает формировать у детей естественно-научные представления о предметах окружающего мира, расширять кругозор посредством познавательно-исследовательской деятельности, развивать мелкую моторику, связную речь, мышление и творческие способности. Работа по данному направлению подразумевает также формирование навыков самостоятельной творческой деятельности в процессе изготовления поделок из пуговиц;
4) «Береза – символ родины моей». Экспозиция направлена на развитие познавательной активности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира. Способствует расширению знаний об особенностях дерева, ставшего символом России. Экспозиция помогает воспитывать положительное эмоциональное отношение к миру природы, любовь и бережное отношение ко всему живому. Через сказки, легенды, потешки, поговорки, пословицы, загадки, которые легко и органично входят в жизнь ребенка, дети приобщаются к красоте русского слова, чувствуют принадлежность к культуре своего народа, знакомятся с миром растений и учатся любить их. Актуальность данной экспозиции объясняется тем, что детский сад расположен в поселке Берёза и назван созвучно имени посёлка – «Берёзка»;
5) «Русская народная игрушка». Данная экспозиция знакомит воспитанников с игрушкой как с важнейшей составляющей частью культуры, отражающей национальные традиции. С помощью игрушки ребенок открывает для себя мир, постигает накопленный народом опыт.
Детские игрушки – это жизнь в миниатюре, можно сказать, фундамент, на котором формируется мироощущение ребенка, поэтому именно от них во многом зависит формирование личности. Мини-музей «Русская народная игрушка» не только разнопланово развивает наших воспитанников, но и обращает их к истокам русской культуры.
6) «Что растет у нас на грядках». Экспозиция направлена на изучение предметного окружения и социально-коммуникативное развитие воспитанников. Ее основные задачи – обогащение знаний детей о том, как и какие овощи произрастают в нашем регионе, какие орудия труда необходимы для их посадки и ухода за ними, пополнение словарного запаса. Работа по этому направлению помогает сформировать представления о труде на огороде, расширить знания о необходимых для него инструментах, воспитать уважение к людям, выращивающим овощные культуры, развить бережное отношение к продуктам питания;
7) «Русский быт». Основные задачи этой экспозиции – социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие воспитанников, воспитание у них патриотизма и толерантности. Она помогает познакомить детей с устройством русской избы, предметами домашнего обихода, их названиями и назначением, помогает расширить словарный запас.
Педагоги детского сада стараются подробно воссоздать атмосферу настоящего музея, воспитать в детях основы музейного этикета. С этой целью за музеем закреплен руководитель-экскурсовод, который в интересной форме знакомит воспитанников ДОУ с содержанием музеев согласно перспективному плану проведения экскурсий. Здесь ребята могут в игровой форме попробовать себя в роли сотрудника музея, а также «купить» себе настоящий билет. Так они знакомятся с профессиями экскурсовода и смотрителя музея.
Внедрение такой педагогической технологии формирует представления воспитанников о музее в целом как о центре искусства и культуры. Благодаря работе в данном направлении происходит социально-личностное развитие дошкольников, дети лучше ощущают духовную сторону жизни русского народа, принимают и понимают его историю и культуру.