Актуальность: Для каждого человека Родина начинается с того места, где он родился и вырос. Ознакомление детей дошкольного возраста с городом, в котором они проживают, имеет большое значение в воспитание патриотических чувств, в развитии интеллектуального и творческого потенциала.
Цель: познакомить с некоторыми достопримечательностями города Самара.
Задачи:
1. Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям;
2. Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь;
3. Воспитать эмоционально — личностное отношение к родному городу. «Самара – мой город!»
4. Проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье.
Предварительная работа:
— чтение книг о Самаре, беседа с детьми об истории города;
— рассматривание альбома «Самара — мой родной город»;
— экскурсия по городу родителей с детьми;
— подготовка выставки рисунков на тему «Достопримечательности Самары».
Материальное обеспечение: мультимедийная презентация «Достопримечательности Самары», экран для показа слайдов, проектор, компьютер.
Содержание непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель: Велик, прекрасен город наш
Над вольною рекою
И самый лучший он для нас,
Родной и дорогой.
Ребята, я прочитала вам стихотворение о нашем родном городе, в котором мы живем. А знаете ли вы, как называется наш город? (ответы детей).
Наша Самара – это очень большой, современный город, в котором живёт огромное количество жителей, это крупный промышленный, транспортный, научно-образовательный и культурный центр. Сегодня мы отправимся в путешествие по городу Самара, переместимся по его гостеприимным улицам, познакомимся с городом поближе. Готовы? Тогда отправляемся в путь. А чтобы нам было интересно, у меня заготовлен маршрут путешествия.
Остановка№1. «Музей Модерна в доме Курлиной».
Воспитатель: Особняк купца 1 гильдии А.Г. Курлина и его жены А.П. Курлиной построен в 1903 году, он стал одной из первых построек Самары в стиле модерн. В 2013 году зданию исполнилось 110 лет, но выглядит оно весьма современно. Особняк построил Александр Георгиевич Курлин для своей жены Александры Павловны Курлиной. В 1995 г. «Усадьба Курлиных» получила статус памятника истории и культуры федерального значения. Особняк находится на ул. Фрунзе, рядом с костёлом.
Вопросы к детям: Кто скажет, для кого был построен этот особняк? Ребята, а что теперь там находится? (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы ребята. Отправляемся дальше.
Остановка№2- «Самарская Филармония».
Вопрос к детям: Ребята, а кто-нибудь из вас был в Филармонии? (ответы детей).
Воспитатель: Самарская Филармония – государственное учреждение культуры городского округа Самары, основанное 5 апреля 1940 г. Филармония ведет концертную, музыкально-лекционную деятельность. Современное здание построено на месте бывшего цирка – театра «Олимп». Филармония расположена по адресу улица Фрунзе 141.
Остановка № 3- «Стела Ладья».
Вопросы к детям: Кто знает, где она находится? Что видели, что запомнилось?
Воспитатель: Огромная белая ладья, расположенная на берегу Волги, является одним из символов Самары. Эта конструкция появилась на набережной Самары в 1986 году. Она создана по проекту городских архитекторов А. Янкина и И. Галахова. Монумент изображает плывущую по волнам древнюю парусную ладью. Бетонную стелу установили таким образом, чтобы нос ладьи был устремлён в сторону Жигулёвских гор. Посередине «паруса» изображён герб Самары: дикая белая коза в геральдическом щите, щит окружён орнаментом. Жители и гости города приходят к монументу, чтобы сделать красивые фотографии и насладиться живописной панорамой. Монумент находится на Октябрьской набережной города.
Остановка № 4- «Часовня Алексия, митрополита Московского».
Воспитатель: Часовня Алексия, митрополита Московского ― часовня Самарской епархии Московского патриархата. Святитель Алексий, митрополит Московский считается покровителем Самары. Рядом с часовней установлены два памятника, высотой около трёх метров, выполненные из местного жигулевского известняка самарским скульптором Иваном Мельниковым ― митрополиту Московскому и всея Руси Алексию и его другу, и соратнику преподобному Сергию Радонежскому. Находится на набережной Волги около 4 причала Речного вокзала.
Остановка № 5 «Музейно-выставочный центр «Самара космическая».
Воспитатель: Этот музей, один из наиболее молодых в городе, был открыт в 2007 году. Самара имеет самое непосредственное отношение к космической отрасли. Именно здесь производят ракеты-носители «Союз», которые выводят на околоземную орбиту спутники и пилотируемые космические корабли. Одна из таких ракет высотой 68 метров установлена на проспекте Ленина. Ракета «Союз», органично «вписанная» в фасад музейного здания, составляет вместе с ним единый архитектурный комплекс. Музей «Самара космическая» стал лауреатом премии «Туристический бренд Самарской области». МВЦ «Самара Космическая», проспект Ленина, Самара, Россия.».
Вопросы к детям: А вы были в этом музее? Что Вам понравилось больше всего?
Воспитатель: Хорошо, ребята! А сейчас давайте чуть – чуть разомнемся.
Физкультминутка:
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге)
И по этой же дорожке, скачем мы на левой ножке (подскоки на левой ноге)
По тропинке побежим, до лужайки добежим (бег на месте)
На лужайке, на лужайке, мы попрыгаем как зайки (прыжки на месте, на обеих ногах). Дети садятся на свои места.
Остановка № 6 — «Самарский цирк имени Олега Попова».
Воспитатель: Есть в нашем городе одно замечательное место, в котором, наверное, побывал каждый из вас. Вы узнаете, что это за место, если отгадаете загадку:
Здесь жонглеры выступают,
Книжки кошечки читают.
Клоун всех вас рассмешит.
По арене тигр бежит. (Цирк).
Воспитатель: Правильно, ребята. Это цирк. Самарский цирк носит имя знаменитого солнечного клоуна Олега Попова, был открыт10 августа 1969 года. Самарский цирк носит имя Олега Попова — знаменитого советского клоуна. Сверху здание напоминает кепку артиста. Каждый месяц на арене цирка показывают новую оригинальную программу, часто на гастроли в Самару приезжают знаменитые цирковые артисты из других стран и городов России. Самара, ул. Молодогвардейская, 220.
Вопросы к детям: Кто хочет рассказать про цирк? Кто выступает в цирке? Вам нравится ходить в цирк? (ответы детей).
Остановка №7 «Памятник 1941-1945. Шоферам и машинам. Потомкам в пример».
Воспитатель: Автомобиль «ЗИС» Памяти шоферам, погибшим в годы Великой Отечественной войны на пьедестале. Знаменитый автомобиль ЗИС-5 был установлен на постамент 15 мая 1985 года. В любую непогоду доблестные шоферы на ЗИСе-5 перевозили промышленное оборудование продовольствие, раненых, также автомобиль служил тягачом полковых и дивизионных пушек. Самара, пересечение улиц XXII Партсъезда и ул. Гагарина.
Вопросы к детям: Кому был поставлен постамент? Как помог автомобиль в годы ВОВ? (ответы детей).
Молодцы, ребята.
Остановка № 8 «Памятник несовершеннолетним труженикам тыла».
Воспитатель: На мраморном основании – гранитный постамент, на нем бронзовые фигуры мальчика и девочки, присевших на крыло самолета, на постаменте с одной стороны табличка: «Детям-труженикам тыла 1941-1945 благодарная Самара», с другой стороны – табличка со стихами:
«Им выпала oсoбая дoрoга,
Вoйна вас не считала за детей,
А Рoдина с вас спрашивала стрoгo».
Памятник символизирует детскую нежность веру в чудо, которая не подвластна ни голоду, ни войне. Самара, сквер на пересечении улиц Ново-Садовая и Осипенко
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по городу. Сегодня мы увидели, как красив наш город, как много в нём интересного.
Вопросы к детям: Что Вам понравилось? Что запомнилось больше всего? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, мы посетили только очень маленькую часть достопримечательностей нашего замечательного города. В Самаре ещё очень много памятных мест, дорогих всем людям. В следующий раз мы обязательно посетим их. А сегодня наше путешествие завершено. Вы были молодцы!