Н.В. Снидко, Н.А. Янкова
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они дошкольникам? Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребёнок приобретает важнейшие человеческие качества. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно – образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Если у дошкольника такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнять возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и не возможным.
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей.
Вступивший в силу Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования позволил самостоятельно разрабатывать основную образовательную программу дошкольного образования. Это позволило нам заполнить вакуум, образовавшийся в результате отказа от типовой программы обучения дошкольного образования и как бы само собой выпавшего раздела «Нравственно – патриотического воспитания». Создавшаяся ситуация наложила свой отпечаток на развитие общества. Вопрос патриотического воспитания был и остается актуальным. Президент Российской Федерации В.В. Путин внес в Государственную думу поправки в закон об образовании Российской Федерации. Он предложил указать, что воспитание должно быть направленно также на формировании чувства патриотизма и гражданственности, уважение к памяти защитников отечества.
Многолетний опыт работы нашего детского сада лег в основу моей педагогической практике.
Целью моей работы является развитие патриотизма и гражданского становления дошкольников.
Формирование патриотизма начинается с раннего дошкольного возраста.
Основными задачами воспитания дошкольников являются:
1. Формирование любви к матери, семье, родному дому, улице, на которой живет ребенок, к детскому саду, к своей малой Родине, Самарской губернии и России.
2. Формирование духовно-нравственных отношений, и чувства сопричастности культурного наследия своего народа.
3. Формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувство сопричастности к ней.
4. Воспитание любви, уважения к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувство собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителей, соседям и другим людям).
5. Знакомить детей с русским народным творчеством.
6. Воспитывать уважение к памяти защитников отечества и подвигов героев Великой Отечественной войны.
Для реализации поставленных задач были определены социальные партнеры: Красноярская Центральная библиотека им А.С. Пушкина ;Муниципальное учреждение культуры «Музей истории Красноярского района»; Районный дом культуры «Мечта»; Военный комиссариат Красноярского, Елховского и Кошкинского районов Общество с ограниченной ответственностью «Научно — производственное объединение «АЭРОВОЛГА» ;Пожарно-спасательная часть № 110 – Красный Яр противопожарной службы Самарской области; Историко – этнографический музей с. Красный Яр.
Мною совместно с социокультурными институтами и семьями воспитанников был разработан тематический план работы по всем возрастным группам.
Работа по патриотическому воспитанию с детьми раннего дошкольного возраста включает в себя: потешки, прибаутки, колыбельные, которые напевает ребенку мама, находит эмоциональный отклик у ребенка. В этом возрасте у ребенка формируется чувство любви к своей маме, к другим членам семьи, родному дому.
В младшем дошкольном возрасте у ребенка формируется положительное отношение к детскому саду.
У детей среднего дошкольного возраста формируется положительное отношение к сверстникам, к улице, на которой он живет.
У детей старшего дошкольного возраста формируется любовь к малой Родине – село Красный Яр, его достопримечательностям, к природе родного края, полезным ископаемым, истории села и его наследию, к биографии и творчеству выдающихся земляков.
Дети подготовительной к школе группе знакомятся с символикой, с историей Самарской губернии, ее достопримечательностями, с ведущими отраслями, с государственными символами, знакомство с военной техникой, с историей страны России и героями Великой Отечественной войны.
План работы включает в себя различные мероприятия с различными формами их организаций: занятия, экскурсии, акции, праздники, конкурсы и фестивали, викторины, проекты, разработанные и реализованные всеми участниками образовательного учреждения, детьми и их родителями.
В ознаменование 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне и Парада Победы 24 июня 1945 года, в знак благодарности ветеранам детский сад приняли участие в акции «Я рисую мелом». Воспитанники старших групп нарисовали рисунки на асфальте с использованием цветных мелков.
Наиболее яркими проектами, оставившими эмоциональный отклик в душе детей, педагогов и родителей были такие проекты как: «Мы дети победы»; «Хоровод Дружбы»; «Кукла в народном костюме»; «Бабушкин двор»; «Русская изба»; «Деревня «Ромашкино»»; «Народные праздники»; «С праздником победы».
С удовольствием дети участвуют в конкурсах, организованные администрацией сельского поселения с. Красный Яр:
— конкурс по декоративно – прикладному творчеству «Домик для ладошки»;
— конкурс на лучший скворечник «Подарите дом Пернатым»;
— конкурс поделок «Сделай птичку, придумай ей закличку».
Совместно с социокультурными институтами и семьями воспитанников мероприятия интересны детям, они с удовольствием участвуют в них и завоевывают призовые места в конкурсах и фестивалях на различных уровнях.