• Главная
  • Новости
  • Фотогалерея
  • О нас
  • Контакты, реквизиты
12 Фев2023

Возможности «фиджетов»-сенсорных помощников в сохранении и укреплении психоэмоционального здоровья детей дошкольного возраста с нормативным и нарушенным психофизическим развитием в контексте ФГОС ДО

12.02.2023. Автор ГБУ ДПО ЦПК. Опубликовано в Новости

О.Г. Андриянова, Ю.Л. Грунчева,

А.С. Калюжная, А.В. Филимончук

Одна из важнейших задач психолого-педагогической практики — это формирование у ребенка дошкольного возраста таких личностных качеств как инициативность, самостоятельность, любознательность и познавательная активность. Как показывает практика, у большинства детей дошкольного возраста наблюдается недостаточный уровень психического и эмоционального развития, отсутствие умения адекватно отреагировать на различные ситуации коммуникации, различать эмоции свои, других сверстников и взрослых. Психоэмоциональное здоровье ребёнка – это сочетание душевного здоровья и личностного отражения, когдау человека на душе светло и тепло, когда он находится в состоянии постоянного личностного роста и готовности к развитию, способность взрослого и ребенка свободно, без ограничений реализовывать свои психологические потребности, адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности.

Дошкольный возраст благоприятен для становления эмоциональной сферы ребенка, накопления его представлений об окружающем мире, различных ситуациях коммуникации, навыках общения со сверстниками и взрослыми. В контексте ФГОС ДОО в рамках требований к характеристикам развивающей предметно-пространственной среды группы важно ее здоровьесохраняющая направленность, психоэмоциональная насыщенность и комфортность.

Сенсорные помощники «фиджеты» и игры с ними могут выполнять важную для гармоничного личностного развития детей функцию — контроля за состоянием психоэмоционального здоровья детей. Фиджет (от английского глагола fidget – вертеть что-то в руках). Сенсомоторным фиджетом может быть любой предмет или игрушка, которая помогает «занять руки», тем самым позволяет справиться с возбуждением или нежелательным поведением ребенка. За счет необычности оформления, эстетической привлекательности, насыщенности, яркости и разнообразия «фиджетов» обеспечивается развитие не только психического и эмоционального развития, сохранения психоэмоционального здоровья и профилактику аффективных реакций, но и способствует формированию сенсомоторных функций, социальных перцепций, побуждает к решению задач речевого и познавательного развития и навыков коммуникации. ориентировано  прежде всего, на самостоятельность ребенка, его желания, внутреннее состояние, уровень психоэмоционального благополучия, психологические и эмоциональные потребности здесь и сейчас.

Руководство игрой с сенсорными помощниками педагог-психолог или воспитатель осуществляет в зависимости от психоэмоционального состояния детей.

Целькоторую «фиджеты» помогают достичь педагогам в дошкольной образовательной организации заключается вобеспечении и сохранении психоэмоционального здоровья, повышение уровня аффективной экспансии и аффективной рефлексии (эмоционального контроля) у детей дошкольного возраста с нормальным развитием и ограниченными возможностями здоровья средствами включения в образовательный процесс сенсорных помощников

В процессе использования «фиджетов» в различных видах детской деятельности мы решаем следующие задачи:

коррекционные: обогащать эмоциональный опыт, формировать навыки контроля у ребенка за своими аффективными проявлениями, способы неагрессивного снятия страха, гнева, фрустрации и агрессии.

профилактические: формировать эмоциональную готовность детей участвовать в том или ином виде деятельности, субъективные побуждения к взаимодействию с разными сферами бытия, позитивное отношение к своему «Я», к другим людям важнейшим объектам в каждой сфере (продукты труда людей, объекты природы, произведения искусства и т.п.) разными способами;

развивающие (совершенствования): обогащать чувства детей, развивать способности пользоваться языком эмоций и выражать их адекватно ситуации взаимодействия, регулировать свои чувства во взаимодействии с другими людьми в каждой из осваиваемых сфер действительности.

В нашем Учреждении разработан цикл игр с «фиджетами» в рамках игрового автодидактического многофункционального пособия «Сенсорный чемоданчик» для  детей от 3-до 7 лет, как с нормативным так и с нарушенным психофизическим развитием.

Так, например игра «Волшебные камушки» с использованием элементов технологии изотерапии, направлена на развитие умения снижать уровень аффективных реакций; снимать стресс неагрессивными способами.

В первом варианте игры взрослый предлагает детям, находящимся в состоянии негативных эмоций, выбрать разные по форме, цвету и размеру камешки и закрасить их теми цветами, которыми захочется. Когда камешки подсохнут, детям предлагается выложить из них портрет той эмоции, того состояния, в котором они находятся. А затем рассказать о своих чувствах и эмоциях. Так же детям можно предложить выложить из камушков портреты людей, отображающие эмоции различных ситуаций взаимодействия (можно с опорой на фотографии, рисунки, картинки).

Во втором варианте игры взрослый предлагает детям, находящимся в состоянии негативных эмоций, выбрать себе разные по форме, цвету и размеру камешки выложить из них портрет той эмоции, того состояния, в котором они находятся. Рассказать о своих чувствах и эмоциях, а затем для смены настроения закрасить их с одной стороны теми цветами, которыми захочется. Когда камешки подсохнут, детям предлагается изменились их эмоции и чувства после рисования.

Использование сенсомоторных фиджетов незримо соединяет игровые, образовательные, воспитательные и коррекционные задачи, организует поведение и взаимоотношения детей. «Фиджеты» можно использовать в образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей, подгрупповой, индивидуальной работе и в режимных моментах, как в условиях Учреждения, так и в условиях семьи. Использование сенсомоторных фиджетов, помогает направить образовательный процесс на достижение положительных результатов в вопросах обеспечения и сохранения психоэмоционального здоровья.

Оставить комментарий

Госуслуги

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 7 ноября 2023 г. № 953 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ГОСТ Р 52872-2019

Версия для слабовидящих

Сведения об образовательной организации

  • Основные сведения
  • Структура и органы управления образовательной организацией
  • Документы
  • Образование
  • Руководство
  • Педагогический состав
  • Материально-техническое обеспечение и оснащённость педагогического процесса. Доступная среда
  • Платные образовательные услуги (все электронные документы)
  • Финансово-хозяйственная деятельность
  • Вакантные места для приёма (перевода) обучающихся
  • Стипендии и меры поддержки обучающихся
  • Международное сотрудничество
  • Организация питания в образовательной организации
  • Образовательные стандарты и требования
  • Противодействие коррупции
  • Методическая копилка
    • Детские исследовательские работы, проекты
    • Лучшее оформление помещений, территории, участка
    • Презентации
  • Противодействие терроризму
  • Охрана труда
  • Гостевая книга

Ссылки

Официальный интернет-портал правовой информации

Архив новостей

  • Апрель 2025
  • Март 2025
  • Февраль 2025
  • Декабрь 2024
  • Ноябрь 2024
  • Сентябрь 2024
  • Август 2024
  • Июнь 2024
  • Май 2024
  • Апрель 2024
  • Март 2024
  • Февраль 2024
  • Январь 2024
  • Декабрь 2023
  • Ноябрь 2023
  • Октябрь 2023
  • Сентябрь 2023
  • Август 2023
  • Июль 2023
  • Июнь 2023
  • Май 2023
  • Апрель 2023
  • Март 2023
  • Февраль 2023
  • Январь 2023
  • Декабрь 2022
  • Ноябрь 2022
  • Октябрь 2022
  • Сентябрь 2022
  • Август 2022
  • Июль 2022
  • Июнь 2022
  • Май 2022
  • Апрель 2022
  • Март 2022
  • Февраль 2022
  • Январь 2022
  • Декабрь 2021
  • Ноябрь 2021
  • Октябрь 2021
  • Сентябрь 2021
  • Август 2021
  • Июль 2021
  • Июнь 2021
  • Май 2021
  • Апрель 2021
  • Март 2021
  • Февраль 2021
  • Январь 2021
  • Декабрь 2020
  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Март 2020
  • Февраль 2020
  • Январь 2020
  • Декабрь 2019
  • Ноябрь 2019
  • Октябрь 2019
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Июль 2019
  • Июнь 2019
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018
  • Февраль 2018
  • Январь 2018
  • Декабрь 2017
  • Сентябрь 2017
  • Август 2017
  • Июль 2017
  • Июнь 2017
  • Май 2017
  • Апрель 2017
  • Март 2017
  • Февраль 2017
  • Январь 2017
  • Декабрь 2016
  • Ноябрь 2016
  • Октябрь 2016
  • Сентябрь 2016
  • Август 2016
  • Июль 2016
  • Июнь 2016
  • Май 2016
  • Апрель 2016
  • Март 2016
  • Февраль 2016
  • Январь 2016
  • Декабрь 2015
  • Ноябрь 2015
  • Октябрь 2015
  • Январь 2015
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области
"Центр повышения квалификации" © 2017
  • Главная
  • Новости
  • Фотогалерея
  • О нас
  • Контакты, реквизиты