Козлова М. Г.,Токарева Т. С.
Вступительная часть.
Постановка проблемы: на сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описанием речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Мы, педагоги, находимся в постоянном творческом поиске актуальных, эффективных методов и приёмов работы с детьми, соответствующих современным условиям и стандартам образования. Сущностью кейс -технологии является анализ, как логическая операция мышления, способствующая речевому развитию ребёнка (в том числе развитию связной речи).
Название технологии, метода, приёма: кейс-технология, как средство речевого развития старших дошкольников.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.
Родиной метода case-study являются Соединенные Штаты Америки, а именно Школа бизнеса Гарвардского университета. На сегодняшний день этот метод активно развивается в России. Кроме того, открываются тематические кейс-клубы.
Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
соответствовать четко поставленной цели создания;
иметь соответствующий уровень трудности;
иллюстрировать типичные ситуации;
развивать аналитическое мышление;
провоцировать дискуссию;
иметь несколько решений.
В процессе освоения кейс -технологий дети:
учатся получать необходимую информацию в общении;
умение соотносить свои устремления с интересами других;
учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
учатся отстаивать свою точку зрения;
умение принимать помощь.
Кейс может содержать текстовый и иллюстративный материал.
Кейсы бывают разных видов. Но в практике дошкольного образования можно широко применять кейс-иллюстрации и кейс-фото.
В «фото – кейс» входит:
Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.
Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.
Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.
Кейс – технологии включают в себя работу в несколько этапов:
Первый этап: знакомим детей с ситуацией (фотографией). Фиксируем их внимание. Разбираем данную ситуацию.
Второй этап: выделяем проблему, определяем целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.
Третий этап: активизируем детей при помощи ключевых вопросов, поддерживаем эмоциональный опыт детей, осуществляем координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников.
Четвертый этап: анализируем принятие решения, вовлекаем детей в процесс составления плана действий, демонстрируем умения логически рассуждать.
Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.
Данную технологию можно применить в работе проектной площадки по развитию связной речи детей старшего возраста с помощью метода наглядного моделирования.
Например, предложить детям «Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл» с помощью метода наглядного моделирования. Будет дан текст для пересказа. К этому тексту необходимо подобрать сюжетные картины из предложенного материала.
Далее, разложить в соответствии с текстом последовательно наглядные модели. И пересказать данный текст.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод:
кейс — технология помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли, а также развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.