Ю.А. Вилкова
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность.
Проектно-исследовательская деятельность – это не только просто исследование, это не только экспериментирование. Сюда входит умение получать сведения из самых различных источников, обрабатывать и перерабатывать эти сведения в своей голове, обобщать и классифицировать – то есть работать на теоретическом уровне. Кроме того, проектная деятельность от исследователя требует корректировки поведения в зависимости от результатов экспериментирования и теоретических обобщений. Основная идея нашей работы – включить ребенка в исследовательскую деятельность и научить его рациональному варианту поиска информации. С введением и реализацией ФГОС ДО данная форма организации учебной деятельности выдвигает особые требования к развивающей предметно-пространственной среде, поэтому перед нами встала эта проблема.
Найдя пути решения данной проблемы в детском саду создали лабораторию, где находится большое количество материала, как наглядного, так и практического, который дети могут использовать в исследовательской деятельности. Занятия в лаборатории проводятся по программе «Хочу все знать», которая рассчитана на детей от 5-7 лет. Лаборатория представляет собой компьютерную программу, главный герой, которой, – мальчик Наураша, маленький учёный, помощник педагогов и друг детей, увлечённый желанием познавать мир. Наураша проводит с детьми ряд научных опытов и делится знаниями по заданной теме. Путешествуя по лабораториям вместе с ним, дети знакомятся с приборами для измерения и объектами-индикаторами, которые реагируют на результаты проведённых измерений. Лаборатория представлена восемью модулями: «Температура», «Кислотность», «Электричество», «Магнитное поле», «Свет», «Звук», «Сила», «Пульс». Состав каждого модуля индивидуален.
Способы работы в лаборатории: работа педагога с группой детей (возможность разбивать на подгруппы); дети проводят эксперименты самостоятельно или парами. Часть заданий построена на сравнении показателей, полученных в ходе проведения эксперимента; возможность работы в «свободном режиме»: педагог реализует собственную программу с помощью цифровой лаборатории; возможность настройки индивидуальной последовательности заданий внутри игры; возможность повторить эксперимент.
В групповых помещениях есть предметные мини-центры, где сосредоточены самые разнообразные средства и материалы для самостоятельной работы воспитанников. В этих центрах, символически отгороженных друг от друга подручными средствами, дети имеют возможность заниматься математикой, изо -деятельностью, изучать природу, конструировать и т.д. Дети, оказавшись в таком пространстве, сначала изучают все, затем начинают работать самостоятельно. Проект дошкольника неизбежно включает основные элементы: выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования), выработка гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; обобщение полученных данных; подготовка и защита проекта.
Толчком к началу проекта может послужить любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Чем больше ребенок задаст вопросов, тем лучше. Эти вопросы помогают собрать как можно больше исходного материала, который потом будет классифицироваться. В дошкольном возрасте не все дети еще умеют читать и писать, поэтому необходимо их научить пиктографической «грамотности» — использование значков и картинок. При помощи этих картинок-рисунков дети в дальнейшем смогут воспроизвести некоторый текст. У нас у каждого ребенка есть специальная «папка исследователя».
С этой папкой ребенок передвигается в некотором пространстве проектной деятельности. Если он узнает что-то новое, то в его папке появляется новый рисунок-запись. Здесь педагогам необходимо подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально сможет реализоваться как исследователь.
Сбор материала может происходить из различных источников. В отличии от традиционной учебной деятельности, проектная деятельность не предполагает жестко организованных, заранее спланированных занятий. При организации проектной деятельности необходимо предусмотреть наличие укромных уголков, где ребенок сможет свободно уединиться, обдумать собственные планы, посмотреть книги.
В реализации проектной деятельности дети учатся:
— видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы;
— давать определения понятиям; классифицировать; наблюдать;
— проводить эксперимент;
— структурировать полученный в ходе исследования материал;
— делать выводы и умозаключения;
— доказывать и защищать свои идеи.
— готовить собственные мини-доклады.
Задачи эти трудные, но, будучи адаптированы к возрасту, они на практике решаются успешно. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла особое место в системе работы детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.
В процессе исследовательской работы удовлетворяется естественная потребность детей в экспериментировании, проявлении любознательности. Проведение наблюдений и участие в опытах вызывает у маленького исследователя радость и восторг. Вместе с тем во время этих занятий закладывается важная информационная база о свойствах предметов и веществ и развиваются необходимые для успехов в будущем мыслительные способности.