А.В. Алёшина, З.А. Фахриева
Активная позиция ребенка внутри образовательного процесса на данном этапе выдвигается на первый план. Важны становится проявление творчества во всех видах деятельности, особенно в процессе технического творчества. Успех организации такой деятельности зависит напрямую от выбора образовательных технологий и средств реализации содержания дошкольного образования.
На наш взгляд индивидуализации дошкольного образования способствуют инновационные техники и оборудование.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес к современной технике. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Благодаря конструкторам есть возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.
Первое знакомство с техникой ребенок получает на занятиях по окружающему миру. Уже здесь, знакомив ребенка с обобщающими понятиями «бытовая техника», «машины», «архитектура», мы формируем естественно-научные представления и в водим ребенка в мир научно-технического творчества.
Основной формой поддержки научно-технического творчества дошкольников мы выбрали Фестиваль научно-технического творчества «В науку с Йохокуб».
Фестиваль является творческим мероприятием инновационного характера, который проводится в целях поддержки и развития научно-технического творчества дошкольников, стимулирования детей дошкольного возраста к познавательно-исследовательской и изобретательской деятельности, поддержания интереса у подрастающего поколения к профессиям инженерно-технической направленности.
Основными задачами Фестиваля являются:
-популяризация научно-технического творчества, изобретательства и креативности среди детей;
-повышение интереса детей к научно-техническому творчеству и естественно-научным знаниям, развитие любознательности.
Фестиваль включает в себя четыре сезона:
Осенний сезон — «Мир машин» — знакомство с разными моделями машин и их назначением в жизни человека, формирование представлений о техническом устройстве машин, процесс конструирования с выполнением проектов и расчётов. Конструирование из Йохокуб — это средство углубления и расширения приобретенных теоретических знаний и развития творческих возможностей, изобретательских интересов и склонностей детей.
Зимний сезон «Мир профессий» — ознакомление с профессиями будущего обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, плавно готовит его к актуальным тенденциям на рынке труда. Поэтому так важно знакомить детей уже сейчас с теми технологиями, которые будут актуальны и пригодны для их взрослой жизни. В процессе научно-технического творчества воспитанники формируют представления о профессиях и создают технических помощников из конструктора Йхокуб.
Весенний сезон «Космические полеты» — привлечение внимания детей к теме российской космонавтики, астрономии, стимулирования детей дошкольного возраста к познавательно-исследовательской и изобретательской деятельности, поддержания интереса у подрастающего поколения к профессиям авиа- и ракетно-космической отрасли, развития детского научно-технического творчества.
Летний сезон «Мир вокруг нас» — формирование представлений о животном мире, архитектуре, спорте. Развитие навыков технического творчества при передаче разных видов движения и механизмов в детских постройках.
Модель проведения Фестиваля:
Для участия в Фестивале командам (каждой возрастной группе) будут розданы наборы конструктора Йохокуб. Количество деталей определяет творческая группа.
Темы построек определяет творческая группа и распределяет путем жребия.
На занятиях в группах дети создают постройку и технический паспорт. С детьми необходимо провести несколько занятий, результатом которых станет постройка и технический паспорт. 1 занятие – знакомство с конструктором, сборка деталей, 2 занятие – создание чертежа (рисунка будущей постройки), 3 занятие – конструирование, закрепление деталей, 4 занятие – покраска, декорирование, 5 занятие – подготовка технического паспорта.
Технический паспорт – это документ в котором содержаться технические характеристики построенного объекта, в том числе рисунки и чертежи детей. Технический паспорт содержит подробное описание всех частей постройки, выбор цвета и дополнительных деталей. Составляется паспорт детьми совместно с педагогом. Педагог добавляет информацию обучающего характера.
В необходимый срок (определяется отдельно для каждого сезона) постройки собираются для составления тематической композиции на выставке.
Место проведения выставки – холл возле музыкального зала (I корпус), холл возле Лего-карты (II корпус).
Участникам Фестиваля по итогам выставки вручаются дипломы.
Результатом научно-технического творчества дошкольников является технический объект, обладающий признаками полезности и субъективной новизны. В процессе технического творчества новизна открытий, которые делает ребенок, носит субъективный для него характер, что и является важнейшей особенностью творчества ребенка дошкольного возраста. Техническое творчество развивает интерес к технике и явлениям природы, способствует формированию мотивов к познавательной деятельности, развитию интереса к профессиям, приобретению практических умений и развитию творческих способностей.
Особенность конструктивно-модельной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка.
В Фестиваля дошкольники обучаются:
— планировать предстоящую работу,
— анализировать собственные действия,
— делать выводы,
— исправлять ошибки,
— составлять из отдельных частей целое,
— сравнивать и обобщать.
Таким образом, Фестиваль «В науку с Йохокуб» является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.
Важной особенностью детского технического творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. Живые эмоции, развитие творческой мысли, возможность комбинировать и менять образ модели внутри самого процесса, искать лучшие решения, увлеченность и самоудовлетворение посещают детей в ходе деятельности.